Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015 Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016 Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024
Март 2024
Апрель 2024 Май 2024
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

Биоэлектрические сигналы рыб, стихиры Ивана Грозного и попугай Гоша: 10 самых диких пластинок фирмы «Мелодия»

0 22

В Ульяновске офицер Росгвардии принял участие в открытии месячника героико-патриотической работы с молодёжью «Отчизны верные сыны»

На Уссурийском ЛРЗ стартовала «Неделя без турникетов»

Что известно о древних хазарах

Новый Haval H9-дешевое за дорого.

Для многих из нас «Мелодия» — это бесконечные стопки пластинок Высоцкого и Пугачевой, пылящиеся у старшего поколения. На самом же деле главная советская фирма грамзаписи выпустила прорву невообразимых пластинок, многие из которых дадут фору наиболее авангардным экспериментам современности. Специально для «Ножа» Антон Вагин, автор телеграм-канала «Всякая годная попса», составил список из десяти самых диких винилов «Мелодии».

«Звуковые и биоэлектрические сигналы рыб» (1980)

«Рыба» и «молчание» в русском языке — почти синонимы. Но что если рыбы на самом деле издают кучу звуков, которые вы даже представить себе не можете? Это доказывает пластинка, вышедшая в серии «Звуки животных для учащихся средней школы», где водные обитатели показывают себя отнюдь не молчунами. Хромис-красавец ворчит, привлекая внимание самки. Горбыли сбиваются в стаи и стучат, словно поезд. Но самый любопытный материал вновь можно обнаружить на второй стороне пластинки. Сом, гнатонемус и речной угорь внезапно оказываются настоящими природными синтезаторами. Неосведомленному слушателю даже в голову не придет, что это звуки рыб, а не какая-то редкая подпольная электроника 1970-х.

«Древнейший музыкальный комплекс из костей мамонта» (1980)

В СССР издавалось много старинной музыки, однако один релиз переплюнул все остальные вместе взятые. Эта семидюймовая пластинка — приложение к одноименной монографии археолога Сергея Бибикова, в которой он рассказывает о музыке, живописи и танцах восточно-европейских кроманьонцев, обитавших около 20 тысяч лет назад в окрестностях современного Чернигова. Сперва Бибиков поясняет , что представляли собой первобытные музыкальные инструменты, а затем дается пример звучания каждого из них: бедра, лопатки, таза, челюстей и части черепа мамонта. Но самое интересное ждет слушателя на второй стороне пластинки — там реконструировано оркестровое звучание всех этих инструментов. Получившуюся перкуссионную психоделию можно сравнить с ранними работами Einstürzende Neubauten. Разумеется, это лишь фантазия на тему того, как могла звучать музыка наших далеких предков. И всё же приятно слушать ее и представлять, что именно под такие бластбиты кроманьонцы охотились на мамонтов, чтобы потом соорудить из них еще несколько барабанов, а заодно и неплохо поужинать.

Кола Бельды — «Белый остров» (1988)

Для большинства русских слушателей Кола Бельды навсегда останется исполнителем песен вроде «Увезу тебя я в тундру», этаким карикатурным нанайцем, отвечавшим на эстраде СССР за все народы Крайнего Севера и Дальнего Востока. Однако в действительности его творчество куда глубже и интереснее, и главное подтверждение этому — последний альбом Бельды, «Белый остров». Еще за несколько лет до него, на пластинках «Хейдже (Здравица)» и «Приди, весна», Бельды вовсю экспериментировал, соединяя песни малых народов Советского Союза с современными аранжировками, и получал на выходе дикую смесь фолка, диско и прогрессив-рока. На «Белом острове» он вместе с главным аранжировщиком альбома Александром Лавровым создал неимоверно наэлектризованную картину Крайнего Севера. Моднейшие синтезаторы смешаны с малоизвестными народными инструментами, а поверх всего этого, словно снежный дракон, извивается добрый голос шамана Кола Бельды. Подан этот замес вполне минималистично, чтобы лишние детали не отвлекали от потустороннего звучания музыки. Результат ошеломителен и не похож ни на что другое в истории советской звукозаписи. Да что там, в истории мировой звукозаписи тоже.

Людмила Зыкина — «Песни о космонавтах» (1970)

Кому-то может показаться странным выбор этой пластинки в качестве одной из самых необычных в каталоге «Мелодии». Действительно, здесь нет какого-то крышесносного спейс-рока а-ля Hawkwind. Нет тут и космической электроники в духе Клауса Шульце. На первый взгляд, это просто еще одна работа Зыкиной. Однако «Песни о космонавтах» интересны именно своей тематикой. Много ли вы вспомните композиций, стилизованных под русские народные, но в которых пелось бы о космосе, ракетах и полетах к звездам? Эта пластинка — столкновение двух Россий: старой деревенской и современной технологической. «Песни о космонавтах» — идеальный гимн русскому космизму, саундтрек для покорения Вселенной и воскрешения мертвых предков. Львиная доля композиций посвящена смерти Юрия Гагарина, который в устах Зыкиной буквально сливается с природой и обретает вечную жизнь: «Восходит над миром созвездье Гагарина / К правде, к свету стартуют сердца». За них мы должны поблагодарить, пожалуй, главный творческий дуэт СССР — Александру Пахмутову и Николая Добронравова, написавших первые три песни для этой пластинки. Увы, на второй стороне космическая тема уже не поднимается, а Людмила Георгиевна окончательно растворяется в земных радостях.

Валентина Пономарева  Terra Incognita (1990)

Те, кто в 1984 году слышал композицию «А напоследок я скажу» в фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс», наверное, и подумать не могли, что исполнившая ее Валентина Пономарева через несколько лет станет одной из самых радикальных авангардисток СССР. Действительно, став к середине 1980-х знаменитой исполнительницей романсов и цыганских песен, Пономарева резко поменяла свой профиль. Во времена перестройки она начинает сотрудничать с авангардными джазовыми музыкантами вроде Сергея Летова и записывает пластинки Intrüsion и «Искушение», максимально непохожие на всё ее предыдущее творчество. Однако еще более необычной получилась работа Terra Incognita, музыку для которой написала София Губайдулина, один из главных композиторов СССР. На протяжении всей пластинки Пономарева крайне правдоподобно изображает колдовские ритуалы, пришептывая и завывая. Скажу откровенно: мне страшно слушать альбом Terra Incognita. Создается впечатление, что запись сделана не в студии, а в лавкрафтианских мирах, где жрецы призывают неведомых существ из других вселенных. Жуть.

«Говорит „Союзбытхим“» (1974)

Хоть СССР и прикидывался обществом, где капиталистические принципы не работают, а товарно-денежные отношения скоро отойдут в мир иной, старая-добрая реклама в нем никогда не умирала. Более того, порой она принимала самые изощренные формы, примером чему может служить эта пластинка, созданная проектно-конструкторским бюро «Союзбытхим» Министерства химической промышленности СССР. На протяжении получаса дикторы Альберт Сельчинский и Регина Склепович рассказывают о самых разных химических средствах, способных продлить жизнь вашего автомобиля: шампунь, жидкость для стеклоомывателя, антинакипин, герметик для радиатора, очиститель битумных пятен…. Но самое интересное кроется в фоновой музыке. За рекламой продукции химпрома разворачивается потрясающая панорама: от танцевального водевиля до джаз-рока, от фанка до инструментальной версии «Песенки про медведей» из «Кавказской пленницы». Порой композиции наслаиваются друг на друга, отчего получается совсем уж апокалиптическая звуковая вакханалия. К сожалению, неизвестно, какой ансамбль сыграл все эти композиции, однако ему удалось создать крайне необычный документ эпохи, особенно если учесть, что это всего лишь реклама автомобильных смазок и эмульсий.

«Говорит попугай Гоша» (1980)

Полевые записи с голосами птиц были обычным делом для «Мелодии», однако этот релиз резко выделяется из общей массы. Маленькая семидюймовая пластинка — бенефис Гоши, волнистого попугая из Киева. Целых десять минут Гоша демонстрирует свой богатый словарный запас, который, по словам его хозяйки Р. А. Олевской, составлял не менее 150 слов. Помимо стандартных для говорящих попугаев фраз, Гоша дает полезные советы: «Дедушка, купи „Спортлото“, выиграешь 5 тысяч»; напоминает о главном: «Люди, берегите мир. Любите природу»; закашлявшись, просит: «Дай папироску закурить»; обнаруживает неплохой музыкальный вкус: «Люблю песню, поет Лещенко». И, наконец, дает понять, что многим из нас тоже хотелось бы стать попугаями: «Гошенька хочет кушать просо, пить водичку в клеточке».

Мужской вокальный квартет под управлением Игоря Воронова — «Стихиры Ивана Грозного» (1990)

Всем известно, что на пластинках издавались и Ленин, и Сталин, и Брежнев, но знаете ли вы, что на «Мелодии» выпускали самого Ивана Грозного? В разгар перестройки, когда разрешили всё, что было запрещено, «Мелодия» принялась штамповать пластинки с религиозной музыкой. В частности, были изданы две стихиры Иоанна IV, посвященные укреплению Московского княжества в XVI веке, когда собирание русских земель вокруг него шло полным ходом. Унисонные одноголосные молитвенные песнопения основаны на псалмах из Библии, однако значительная их часть — текст, написанный Иваном Васильевичем, и его же не менее оригинальная музыка. Хоть она и типична для своего времени и не представляет собой чего-то особенного на фоне аналогичных произведений, сам факт издания музыки правителя XVI века на пластинках уникален. К слову, издали стихиры Ивана Грозного не только на пластинке, но и на первом в истории советском компакт-диске, вышедшем в том же 1990-м году.

Алексей Калкин — «Бодай-Коо. Из алтайского эпоса» (1982)

45 минут монотонного горлового пения на алтайском языке — пожалуй, самое некоммерческое, что могла издать «Мелодия» в начале 1980-х. Алексей Калкин был крупнейшим в СССР сказителем алтайских героических эпосов: благодаря ему удалось сохранить и популяризировать множество устных произведений народов Сибири. Исполнял он их под аккомпанемент топшуура, двухструнного инструмента, распространенного в Монголии и на Алтае. Пение, записанное на этой пластинке, называется кай, а применительно к эпическим сказаниям в сопровождении топшуура — кай чорчок. Значительную роль в этой музыке играет импровизация, а сама она, согласно повериям алтайцев, способствует удачной охоте и душевному равновесию. Без знания алтайского языка, увы, нельзя понять, о чем именно повествует «Бодай-Коо», однако необычная обложка, напоминающая афишу восточноазиатского хоррора, вкупе с вводящей в транс музыкой дает богатую почву для фантазии.

Сергей Самойлов — «Пришельцы» (1990)

В советской музыкальной индустрии композитор Сергей Самойлов долгое время был, если так можно выразиться, обслуживающим персоналом: писал музыку для передач ленинградского телевидения, для кино, аккомпанировал на записях Ирине Понаровской и Людмиле Гурченко. И только в перестройку Самойлову удалось заявить о себе как о самостоятельном авторе: в 1988 году вышла его дебютная пластинка «Антигравитация. Размышления за роялем». Через два года «Мелодия» выпустила вторую работу Самойлова — «Пришельцы», на которой творческий метод композитора достиг наивысшего развития. Современная академическая музыка, исполненная на фортепиано, смешивается со звуками самых модных на тот момент синтезаторов — Yamaha DX-7 и Roland S-10. Эти авангардные и порой откровенно мрачные композиции — уникальные для Советского Союза произведения. Инструментальной электроники в СССР было немного, а из близких по духу работ можно вспомнить разве что «Дыхание» Свена Грюнберга, который, впрочем, тяготел скорее к Tangerine Dream, чем к академическому авангарду. Увы, сам Сергей Самойлов так и не увидел свою вторую пластинку на прилавках: он скончался незадолго до ее выхода, в марте 1990 года.


Читайте также

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я