Как офицеры пытались революцию устроить: фильм "Союз Спасения"
Восстание декабристов как веха в отечественной истории, безусловно, важное событие, которое заслуживает быть отражённым в российском кинематографе. "Союз спасения" режиссёра Андрея Кравчука - один из главных фильмов нашей индустрии в 2019 году, который как раз-таки и рассказывает о том времени и том дне - 14 декабря 1825 года, когда на Сенатской площади русские стреляли по русским и убивали русских. Молодые офицеры Сергей Муравьёв-Апостол, Сергей Трубецкой, Павел Пестель, Михаил Бестужев-Рюмин, а также отставной подпоручик Кондратий Рылеев являются членами общества "Союз спасения" и намерены через жёсткие меры, включающие цареубийство, добиться реформ в России.
- отматывать назад, пытаться вникнуть в суть происходящего и успевать быстро читать титры;
- поминутно останавливать кино, вчитываться, а также параллельно смотреть в интернете, что есть что и кто есть кто;
Всё, что идёт далее вплоть до обозначенной даты - 14 декабря, - также привносит в повествование сумбур, который усиливается ещё и за счёт большого количества главных, заглавных и второстепенных персонажей. Лишь события на Сенатской площади и восстание Черниговского пехотного полка показаны в деталях и постепенно упорядочивают хаос, позволяя наконец-то увидеть осмысленное кино.
Ключевой недостаток "Союза спасения" - скомканность повествования первой части картины. В сумбур превратили все те обстоятельства, которые подтолкнули молодых офицеров организовать государственный переворот. А ведь они основополагающие! Из увиденного складывается ощущение, что виной тому были увеселительные вечера бравых парней, которые после того как опрокинули по бокалу вина, решили повысить свой level до более опасного и устроить бунт.
За каких-то 10 минут начала фильма режиссёр четырежды перекидывает зрителя через временные рамки, намешивая много и сразу. Здесь и возвращение в детство Сергея Муравьёва-Апостола (одного из будущих зачинщиков), который, обучаясь в парижском пансионате, попадает в поле зрение Наполеона. Эпизод показан ради того, чтобы зритель зафиксировал факт: главный герой был лично знаком с Бонапартом. Сомнительно, что французский государственный деятель мог повлиять на ещё не сформировавшееся мировоззрение юного Серёжи. Для развития сюжета эта сцена оказывается не нужной.
Фильм изобилует персонажами, и даже наличие титров (плохо читаемых на светлом фоне и быстро мелькаемых) не позволяет с ними познакомиться тщательнее. А суть некоторых происходящий событий становится понятной только после самостоятельного поиска исторических подробностей в интернете.
Выходит, что у зрителя есть три варианта:
- отматывать назад, пытаться вникнуть в суть происходящего и успевать быстро читать титры;
- поминутно останавливать кино, вчитываться, а также параллельно смотреть в интернете, что есть что и кто есть кто;
- смотреть, не прерываясь, и стараться понять хоть что-то.
Всё, что идёт далее вплоть до обозначенной даты - 14 декабря, - также привносит в повествование сумбур, который усиливается ещё и за счёт большого количества главных, заглавных и второстепенных персонажей. Лишь события на Сенатской площади и восстание Черниговского пехотного полка показаны в деталях и постепенно упорядочивают хаос, позволяя наконец-то увидеть осмысленное кино.
Откровенно плохим кино не назовешь, есть и хорошие моменты. Конечно, это колоссальная работа бригады костюмеров, которым пришлось потрудиться в поте лица, чтобы воссоздать массу одеяний той эпохи - обилие солдатской и офицерской формы с привязкой к различным родам войск, костюмы простых людей, мелькающих на улицах Петербурга, и многое другое. Прям в точку картину разбавляет саундтрек - речь о том, который звучит во время кровопролития на Сенатской площади. А вот добавление в киноленту изменённых композиций от Наутилуса Помпилиуса, Басты, Mad Dor и Мумий Тролля неуместно и выбивается из общего восприятия. Если режиссёр Андрей Кравчук хотел повторить трюк База Лурмана, умеющего использовать стилизованные треки - например в "Мулен Руж!" и "Великом Гэтсби", то у него не получилось.
Я думаю, что в скором времени по телевизору мы увидим другую версию "Союза спасения", где будет собран весь материал, не вошедший в фильм. Точно так же было с "Адмиралом", которого, кстати, снял тот же Андрей Кравчук. Фильм "Адмирал" был также обрывист и слишком хаотичен, а вот "Адмирал" телевизионный получился подробным и внятным. Скорее всего, прорехи сюжета "Союза" тоже восполнят. В этом случае прочтение фильма зрителем будет куда более осмысленным и полным. Ведь показать всё, что нужно знать зрителю в столь глобальной теме, за два с небольшим часа просто нереально!
Оценка - 6 из 10. Впрочем, своё мнение я вам не навязываю. Приятного просмотра!
Фото: avatars.mds/ tvkinoradio.ru/ news.myseldon.com.