Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015 Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016 Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024
Март 2024
Апрель 2024 Май 2024
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

Андрей Окара: «Союз спасения» как пророческий фильм о недалеком будущем

0 5

Ясиноватский машзавод в ДНР поставляет продукцию в Кузбасс, Якутию и Санкт-Петербург

В Ульяновске офицер Росгвардии принял участие в открытии месячника героико-патриотической работы с молодёжью «Отчизны верные сыны»

Новый Haval H9-дешевое за дорого.

На Уссурийском ЛРЗ стартовала «Неделя без турникетов»

Poster 102743 picture 70

Андрей Окара: «Союз спасения» как пророческий фильм о недалеком будущем

Фильм «Союз спасения» все уже отругали и отразбирали по кадрам и косточкам, поэтому начну с самого хорошего, что в нем есть. Этот фильм породил довольно приличную волну интереса (сужу по себе, друзьям, недругам, знакомым, незнакомым и проч.) к декабристам и декабризму — и как к историческому явлению, и как к явлению типологическому, регулярно возникающему в истории России — то с фамилиями Пестель, Муравьев, Муравьев-Апостол, то с фамилиями Синявский, Даниэль, Григоренко, Сахаров, Богораз, то с фамилиями Навальный, Любовь Соболь, Егор Жуков.

Лично меня сей фильм заставил: посмотреть (стыдно, но впервые в жизни!) «Звезду пленительного счастья» Владимира Мотыля, найти на полке книжку Милицы Васильевны Нечкиной про 14 декабря, перелистать книги научного консультанта фильма Оксаны Киянской, скачать том документов по истории восстания Черниговского полка 1929 года, отыскать «Письма из Сибири» декабриста Лунина, прочитать несколько статей профессиональных историков-декабристоведов, глянуть Лотмана «Декабрист в повседневной жизни» и вспомнить детские впечатления от поездки в имение Муравьевых-Апостолов, ныне лежащее в руинах.

Еще о фильме стоит сказать, что визуальный ряд массовых сцен достаточно впечатляющ: кино в борьбе за зрителя всё больше и больше превращается в аттракцион. В этом конкретном случае — в аттракцион политический. Костюмы, пистоли, ружья, сабли, пушки, ядра и прочие атрибуты эпохи — прекрасны, натуралистичны, впечатляющи. Вроде бы, исторически достоверны. Хотя всегда после таких премьер находятся злобные историки-реконструкторы, которые разоблачают киношников: мол, в 1825 году пуговицы были не того цвета или оттенок сукна на гвардейских мундирах был чуть-чуть темнее (светлее). (Но теперь главный специалист по оружию и форме тех времен, а также расчленитель «Жозефины», отправился в следственный изолятор, так что одного важного экспертного мнения в сем вопросе мы лишились.)

Многим не понравились мелодии в фильме — из современных песен. А мне, к примеру, оркестровая фантазия на тему композиции «Наутилуса» про «гулять по воде вдвоем» на фоне Сенатской площади и окрестностей показалась очень даже к месту. И вовсе не потому, что про апостола Андрея Первозванного, а потому, что экзистенциальный заряд песни очень созвучен самой природе декабризма — зыбкой, мерцающей, подспудной, полулегальной.

Артисты в фильме — да, известны, смазливы, узнаваемы, раскручены в сериалах. Но впечатление, что они не артисты, а статисты. И режиссер — тоже статист. (Александр Домогаров и Сергей Колтаков, конечно, замечательны.) Впрочем, и играть в фильме особо нечего — декабристы изображаются не как сильные личности, мятущиеся между Честью и Долгом, между любовью к Отечеству и верностью Императору, между решимостью и растерянностью, Пестель — не как «русский Робеспьер» или «Буонапарт», а как жестокие безответственные мечтатели — в очках с розовыми стеклышками. Мотивации их поведения остаются непонятными.

Да, художественно фильм — неудача. Но это — детали.

Зато с точки зрения идеологии, пропаганды, массовых коммуникаций фильм — закономерный, ожидаемый, очень резонирующий с современностью.

Главное — это «послание» нынешней власти «посполитым» — по поводу «государственного порядка» и «стабильности» — мол, от добра добра не ищут, коней на переправе не меняют, прошла весна, настало лето — спасибо партии (Сталину, Николаю I, Путину) за это! (На политологическом языке: меседж элиты внеэлитным слоям по поводу контрэлиты и политической конкуренции.) Отдельный посыл — «либерастам», «навяльнятам», «школоте», неблагонадежным студентам ВШЭ, которых он должен, по идее, демотивировать и даже напугать.

И в этом отношении фильм почти документальный. Но не о 1825 годе, а о 2019–2024 годах. А может и дальше. Сценарная концепция вполне симптоматична для сегодняшнего дня — мол, мы не знаем, кто из них прав, нам жаль всех, а декабристы — хрен знает, чего хотели, хотя люди, в общем-то, были неплохие. Ну не все, а некоторые. Неплохие, но бессодержательные. Бунтовщики, а не концептуальные реформаторы Российской империи — примечательно, что в фильме никак не упоминаются ни «Русская Правда» Пестеля, ни Конституция Никиты Муравьева, ни иные программные документы, не говорится об антикрепостнической направленности всего этого движения. Аналогично, современная пропаганда при описании Навального и «несистемной» оппозиции всегда подчеркивает, что они пусты, бессодержательны, неконцептуальны, неидеологичны и не оперируют смыслами.

В декабризме каждая эпоха, каждый политический режим может найти выгодное для себя моралите. В раннесоветской идеологии декабристы разбудили Герцена и, по цепочке, разбуженным оказался Ленин, Сталин и все остальные. В 1960–1970-х декабристы предстают в образе рыцарей чести и заложников долга, которым «за державу обидно» — как в «Звезде пленительного счастья». Новый, современный, позднепутинский официальный стандарт интерпретации декабризма, который Владимир Мединский предложил сделать обязательным для школьной программы, — о декабристах как «майданутых белоленточниках», покусившихся на самое святое: государство и монархическую власть верховного правителя.

Но в том-то и дело, что интерес к декабризму и к личностям Муравьевых-Апостолов, Рылеева, Пестеля, Трубецкого, порожденный фильмом «Союз спасения», может дать прямо противоположный результат — по сравнению с ожиданиями авторов и продюссеров. Если в позднесоветские времена декабристская тема была достаточно унылой и нафталиновой — в одном ряду с опостылившей революционной народностью и предтечами ленинизма, то сейчас это всё ведет к героизации «несистемной» оппозиции и нынешнего политического протеста.

Фильм, против воли своих создателей, как бы подчеркивает, что институт авторитарной самодержавной монархии (хоть в начале XIX века, хоть в начале XXI-го) — тормоз развития и причина не-модернизируемости российской политической системы. А декабристы предстают — разумеется, не на экране, а в сознании искушенного зрителя — как адекватная и ответственная элита, готовая брать на себя бремя изменения исторического пути своей родины, сознательно идя на вся риски, самоограничения и самоумаления.

И, судя по всему, фильм рискует стать пророческим. Но не в том смысле, что Путин — это «просвещенный консерватор» Николай I, спасительно пришедший на смену «либеральному мечтателю»-деструктивисту Ельцину — Александру I, как первым заметил Антон Долин.

Речь о другом. В перспективе ближайшего будущего именно Путин может стать как бы Александром I. Окончание его правления создает для российской политической системы катастрофические вызовы, типологически сравнимые с акцией декабристов на Сенатской площади и восстанием Черниговского полка. Разница лишь в том, что тогда восставшие выбирали между двумя наследниками: Константином (мужем Конституции) и Николаем. Теперь же это может стать выбором с огромным количеством альтернатив: Шойгу, Рогозин, Сечин, Медведев, Патрушев, Кадыров, Дюмин, Навальный, Слепаков, Галкин, Дудь, Собчак и еще с десяток менее громких фамилий.

Ну и важный маркер любой политической системы: готовность / неготовность применять оружие против восставших, готовность / неготовность пролить кровь соотечественников. Последние 6 лет российская пропаганда ругает коллективного и индивидуального Януковича именно за то, что не разогнал и не расстрелял киевский Майдан — вот, мол, потерял государство. И молчаливо одобряет действия Дэн Сяопина на Тяньаньмэнь в 1989 году. Впечатление, что в этом фильме власть позволила себе вдоволь помечтать и экранизировала и все свои тайные желания, и все свои страхи.

Имея такие бюджеты и возможности, можно было снять сложную философскую притчу. А они сняли политическую назидательную как бы докудраму — с реконструкторами, красивыми эффектами и ложноэпическим пафосом, который по идее должен демотивировать оппозицию. Но пока всё похоже на то, что это фильм не столько о прошлом, сколько о будущем. А потому и современным «декабристам», и современным душителям декабризма есть повод напрячься и серьезно задуматься…

 


Читайте также

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я