Варфоломей нацелился на Белоруссию
В прошлые выходные в Чернигове представители учреждённой Варфоломеем "Святейшей церкви Украины" (СЦУ) сослужили т. н. "Белорусской автокефальной православной церкви" (БАПЦ). Начали с "панихиды" по "павшим за свободу и независимость Украины в сегодняшней гибридной российско-украинской войне". Закончили "молебном за Беларусь" в храме, принадлежащем СЦУ. Несмотря на то, что мероприятия "освятил" сам "митрополит Черниговский СЦУ Евстратий Зоря", они не нашли отражения ни на сайте СЦУ, ни на аффилированных с данной структурой ресурсах, всегда готовых раструбить о "новых и новых фактах международного признания СЦУ". Очевидно, потому, что сослужение с не признанной никем самозваной БАПЦ ставит Стамбул (Фанар) в крайне неудобное положение. Ведь получается, что Варфоломей, якобы "залечивший раскол на Украине", посредством этих "залеченных"... культивирует раскол в Беларуси. И это в то время, когда не улегся ещё скандал сослужения "предстоятеля СЦУ Епифания" с представителем такой же непризнанной, как БАПЦ, самозваной "Черногорской церковью". "Архимандрит" этого самочинного сборища, действующего на канонической территории Сербской православной церкви, сослужил Епифану на именины последнего. Тому пришлось публично выкручиваться: мол, архимандритов там было много, всех в лицо не знаю, вот и просочился непризнанный на службу, да прямо в алтарь кафедрального собора. Извиняться пришлось по требованию истинного главы СЦУ – Варфоломея. Так почему теперь правая рука Епифана Евстратий Зоря решается на "духовное общение" с такими же "архимандритами"? Возможно ли такое без ведома Стамбула? И в чём интерес последнего? И чем это выглядит в глазах мирового православия, в поддержке которого нуждается Варфоломей, теряющий остатки "вселенского" авторитета? Ведь БАПЦ – ещё более карликовая структура, чем "Черногорская церковь". "Сама по себе БАПЦ – это несколько зарубежных приходов (США, Канада, Великобритания, Австралия) и один незарегистрированный приход в Минске, – напоминает телеграм-канал "Религия сегодня". – Большинство прихожан БАПЦ настроены, во-первых, крайне националистически, во-вторых, оппозиционно по отношению к режиму Лукашенко, во-вторых, резко антироссийски. Часть клириков и прихожан БАПЦ входит в оппозиционную партию "Белорусский народный фронт"… Единственный проживающий в Беларуси священник БАПЦ Леонид Акулович (также член БНФ) считает, что у его структуры большое будущее: некоторые прихожане на почве солидаризации с Украиной уходят из Белорусского экзархата РПЦ в его общину, "власть также поворачивается уже к белорусскому языку: с вышиванками, белорусскоязычной рекламой". Однако количество "некоторых, уходящих из РПЦ" так ничтожно мало, что "Религия сегодня" прогнозирует: "Епископата, клириков и прихожан БАПЦ столь мало, что воспринимать серьезно эту общину никто в Константинополе не будет. Однако ее могут использовать западные интересанты как одну из дестабилизирующих сил в случае политического кризиса в Белоруссии". И почему бы в случае "кризиса" подобного тому, что случился в 2014 году с Украиной, Фанару просто не взять и не объявить Белоруссию своей канонической территорией, каковой она и была до 1688 г. вместе с Малороссией? Не остановила же Варфоломея численность канонической УПЦ (МП), в два раза превышающая число тех, кого собрала СЦУ. "Руководитель БАПЦ архиеп. Святослав (Лонгин) давно хочет, чтобы Константинополь признал его структуру, – продолжают эксперты "Религии сегодня". – В эфире подконтрольного Конгрессу США "Радио Свобода" он заявил: "Пример Украины показывает, что и Беларусь должна стремиться к духовной независимости от Москвы. То, что Беларусь как православная держава не имеет своего независимого первоиерарха, – это нарушение канонов и нарушение историчности нашей белорусской церкви". С точки зрения БАПЦ их церковь была основана в 992 году, когда князь Полоцкий Изяслав Владимирович – сын Владимира Святого – пригласил византийцев основать в своем уделе епископскую кафедру". То есть основание кафедры приравнивается к основанию поместной церкви, а независимость государства объявляется каноническим основанием для автокефалии! Однако такой же бред украинских "канонистов" не остановил стамбульских "богословов"; Варфоломей ещё и своих ересей в обоснование украинского "томоса" добавил. Поэтому позволим себе не во всём согласиться с мнением председателя Синодального отдела по взаимоотношениям со СМИ Московского патриархата. Владимир Легойда усмотрел "намерение Патриарха Варфоломея консолидировать под своим омофором раскольничьи движения по всему миру, раз уж с укреплением единства Поместных Православных Церквей у него, мягко говоря, ничего не выходит". Это, скорее, "план Б": на тот случай, если мировое православие не признает Беларусь и Украину канонической территорией Стамбула (а "томос" и устав СЦУ прямо указывают на подчинённость этой структуры Фанару). И лишь в том случае, если даже церкви греческой традиции, на которые рассчитывает Варфоломей, не признают вторжение на Украину и Фанару придётся объединять под своим "омофором" БАПЦ, черногорскую и македонскую "церкви", чтобы хоть такие "дары" возложить к ногам папы римского. А претензии на роль наместника папы в "восточных церквах" Варфоломей не скрывает. Впрочем, в Белоруссии услуги Стамбула могут Ватикану не понадобиться. Ведь униатская "церковь" здесь куда заметнее БАПЦ. И местных грехо-католиков уже окучивает глава УГКЦ Шэвчук. При этом католическая теория "Киевской церкви" (по которой Русь была крещена до Великого раскола, а значит, "под омофором папы римского"), пусть и опровергнутая не раз, для профанов более убедительна, нежели фантасмагорическое "основание Белорусской церкви Мстиславом Владимировичем". Ещё два года назад Шевчук, отслужив мессу в Минске, нагородил: "Наверное, последний раз митрополит Киевский, глава нашей церкви, мог молиться со своими людьми на этой земле сотни лет назад, еще до ликвидации УГКЦ в Российской империи (хотя никакой УГКЦ в Российской империи не было, ибо тогда даже униаты не знали ещё, что они украинцы. – Д.С.)… Мне особенно трогательно и трепетно стоять на этой минской земле, откуда происходит митрополит Михаил Рагоза, митрополит "Брестского единения" (новый эвфемизм, чтобы не произносить дискредитированное в памяти народа Белоруссии слово "уния". – Д.С.), который именно отсюда, из монастыря из-под Минска, был избран митрополитом Киевским (православным митрополитом, "забыл" уточнить иезуит. – Д.С.). А он потом, как глава Киевской церкви, восстановил единство Киевской митрополии с Римским Апостольским престолом". И потому, разумеется, и сегодня "Мать белорусов" – "Киевская Церковь" "не забывает своих детей". Для самых свядомых "детей", именующих себя "литвинами", Украинский католический университет расширил "теорию Киевской церкви" до "киево-виленской христианской традиции". Тем же, кто ещё не успел отречься от имени русского, предлагается концепция "руськой греко-унийной нации". Впрочем, как бы ни делили "своих чад" в Белоруссии "непогрешимый" со "всесвятейшим", в случае кризиса и БАПЦ, и белорусские униаты – это кадрированные дивизии ненавистников как канонической Белорусской православной церкви – естественного (от Бога) представителя Русского мира в Белоруссии, так и Российского государства. Вспомним, что именно "УГКЦ стала настоящим инициатором русофобской "революции гидности". И в первый же день своей победы гиднюки осадили Киево-Печерскую лавру, требуя присоединения УПЦ (МП) к "Киевскому патриархату". Так что не стоило обольщаться православному экзарху Белоруссии митрополиту Павлу, приглашая в свой домовой храм (!) католических епископов, прибывших в Минск на празднование "400-летия возрождения монашества Киевской церкви в Базилианском чине". Один из приглашённых, глава УГКЦ Шэвчук, уже усмотрел в таком нарушении канонов православным экзархом начало воплощения "идеи единого патриархата униатской церкви". Заглавное фото: "Клирики СЦУ" прислуживают "предстоятелю БАПЦ архиепископу Святославу"