Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022
Май 2022
Июнь 2022
Июль 2022
Август 2022 Сентябрь 2022
Октябрь 2022
Ноябрь 2022
Декабрь 2022
Январь 2023
Февраль 2023 Март 2023
Апрель 2023
Май 2023 Июнь 2023
Июль 2023
Август 2023
Сентябрь 2023
Октябрь 2023
Ноябрь 2023
Декабрь 2023
Январь 2024
Февраль 2024
Март 2024
Апрель 2024
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Поиск города

Ничего не найдено

Как индоевропейцы покорили мир

0 200

Ракеты РСЗО «Вампир» и ATACMS сбиты над Белгородской областью и Черным морем

Самарские таможенники не пропустили крокодила в Казахстан

10 сентября 1990 года: зачем генерал Лебедь в этот день ввëл два полка десантников в Москву?

Самарские таможенники не простили крокодила в Казахстан





Индоевропейцы являются потомками древних северных евразийцев – охотников-собирателей приледниковой мамонтовой степи, имевших преимущественно мужскую гаплогруппу R* и женскую гаплогруппу U*. Придя в Восточную Европу из Сибири к концу последней ледниковой эпохи (т.е. ранее 14 тыс. до н.э.), они образовали здесь общность восточноевропейских охотников-собирателей – носителей главным образом выделившихся из R* мужских гаплогрупп R1a и R1b.

Ок. 5000 г. до н.э. под влиянием балканских неолитических земледельцев в среде этих охотников-собирателей распространяются скотоводство (в меньшей степени также земледелие) и медная металлургия. Вследствие этого на Средней и Нижней Волге возникают Самарская и Хвалынская энеолитические культуры (5000-4000 гг. до н.э.) – первые достоверные индоевропейские культуры с установленным присутствием гаплогрупп R1a и R1b. В 1-й половине V тыс. до н.э. их носители одомашнивают дикую лошадь – тарпана, потомками которого являются все современные домашние лошади (ботайцы спустя тысячу с лишним лет под индоевропейским влиянием одомашнивают лошадь Пржевальского, но этот эпизод остаётся без последствий).

Индоевропейское общество переживает социальное расслоение и милитаризацию, появляются военные вожди, чьи символы власти включают скипетры с конеголовыми навершиями. Около середины V тыс. до н.э. начинается военная экспансия самарско-хвалынских индоевропейцев, основным орудием которой, вероятно, служат кони. Первой её жертвой становится жившая где-то в Северном Предкавказье популяция кавказских охотников-собирателей, от которой индоевропейцы наследуют набор южных по происхождению материнских гаплогрупп (вдобавок к собственным линиям северноевразийской гаплогруппы U) и около половины своих аутосомных генов.





В Северном Предкавказье возникает и распространяется от Заволжья до Трансильвании Новоданиловская культура (4500-4000 гг. до н.э.), юго-западным ответвлением которой становится культура Суворово (4300-4000 гг. до н.э.). С культурным горизонтом Суворово-Новоданиловка связано появление курганов над захоронениями. Носители этих культур хоронят свою знать в индивидуальных могилах в сопровождении оружия и богатых погребальных даров. Одновременно с этим Днепро-Донецкая культура на среднем Днепре под влиянием самарско-хвалынской экспансии сменяется культурой Средний Стог, у носителей которой засвидетельствованы гаплогруппы R1a и R1b.

Юго-западный натиск культуры Суворово, в носителях которой видят предков хеттов и других анатолийских индоевропейцев, приводит на рубеже V-IV тыс. до н.э. к гибели неолитических земледельческих культур «Старой Европы» – Болград, Гумельница, Караново и Варна. Продолжением Суворово являются культуры Чернаводэ в Румынии (4000-3200 гг. до н.э.) и Езеро в Болгарии (3300-2700 гг. до н.э.), отмечающие путь индоевропейцев в Анатолию, где их присутствие документально засвидетельствовано с XX в. до н.э. Вместе с хеттами и родственными им племенами в Анатолию и дальше на Ближний Восток приходят одомашненные кони.

Ок. 3500 г. до н.э. в среде позднехвалынских индоевропейских племён южнорусских степей происходит изобретение колёсной повозки, которое быстро распространяется на запад в Европу и на юг через Кавказ на Ближний Восток. Использование колёсных повозок значительно увеличивает площадь пастбищ и поголовье скота, что, в свою очередь, ведёт к демографическому взрыву. Археологическим выражением этих событий становится Ямная культура (3500-2500 гг. до н.э.). Индоевропейцы Ямной культуры переходят к полноценной мясо-молочной диете, вследствие чего у них возникает и закрепляется ген лактозной терпимости, делающий их более рослыми и сильными по сравнению с неолитическими земледельцами.





Первой волной нового этапа индоевропейской экспансии становится миграция из волжско-уральских степей на Алтай поздних хвалынцев или ранних ямников, создающих Афанасьевскую культуру (3500-2500 гг. до н.э.). Их вероятными потомками являются тохары, присутствие которых засвидетельствовано в I тыс. н.э. в тысяче километров к югу от Алтая – в Таримском бассейне (современный Синьцзян).

Западная миграция ямников приводит к возникновению ок. 3300 г. до н.э. в низовьях Днестра, Прута и Дуная Усатовской культуры, носители которой подчиняют себе живущих севернее неолитических земледельцев культуры Кукутени-Триполье (5200-2600 гг. до н.э.). Дальнейшая миграция этих групп ямников приводит их вверх по Дунаю на Венгерскую равнину, однако западнее реки Тисы они, вероятно, не продвигаются. Эти балканские ямники, как и ямники из Самарской, Оренбургской и Ростовской областей и Предкавказья, а также афанасьевцы, являются носителями в основном мужской гаплогруппы R1b-Z2103.

Источником индоевропейской колонизации Европы становятся, по всей видимости, северо-западные области Ямной культуры, где линия R1a-M417 присутствует уже ок. 4000 г. до н.э. на территории культуры Средний Стог. Носители этой мужской гаплогруппы создают огромный горизонт культур Шнуровой керамики и Боевых топоров в Центральной, Северной и Восточной Европе (2800-2000 гг. до н.э.). Мужчин предшествующих им в этих областях неолитических земледельческих культур (Трипольской, Шаровидных амфор, Воронковидных кубков) индоевропейцы в основном истребляют, женщин – частично истребляют, частично ассимилируют, наследуя от них ок. 17% своих аутосомных генов. Шнуровики являются основными предками современных центрально-, северно- и восточноевропейцев.





Индоевропеизация Западной Европы осуществляется главным образом силами носителей мужской гаплогруппы R1b-M269, которые, по всей видимости, выходят с территории Ямной культуры вместе с носителями R1a-M417. Где-то в области Рейна ок. 2600 г. до н.э. они усваивают принесённую из Иберии культуру Колоколовидных кубков (2800-2000 гг. до н.э.) и распространяют её обратно на запад уже в сопровождении индоевропейского (пра-кельтского или пра-итало-кельтского) языка.

Что касается носителей культуры Шнуровой керамики и мужской гаплогруппы R1a-M417, то они первоначально говорят на пра-германо-балто-славяно-индо-иранском языке. Их западные группы, попав под влияние культуры Колоколовидных кубков, дают начало германцам. В более восточных областях R1a-M417 распадается на балто-славянскую (R1a-Z283) и индо-иранскую (R1a-Z93) линии, представители которых начинают говорить на соответствующих языках.

Первой индо-иранской культурой становится Абашевская, занимающая лесостепные пространства от Днепра до Тобола (2200-1700 гг. до н.э.). Восточная миграция абашевцев даёт начало Синташтинской культуре на Южном Урале (2100-1700 гг.), носители которой ок. 2000 г. до н.э. изобретают боевую колесницу.





Распространяясь на юг, индоиранцы вытесняют или поглощают племена образовавшихся из позднеямного горизонта культур – Катакомбной между Днепром и Волгой и Полтавкинской между Волгой и Уралом (2500-2000 гг. до н.э.). Носители возникшей на катакомбной основе культуры Многоваликовой керамики (2200-1700 гг. до н.э.), говорящие на прагреческом языке, на некоторое время попадают под культурное и, вероятно, политическое влияние индоиранцев. После 1700 г. до н.э. под давлением движущихся с востока иранцев Срубной культуры они уходят в Грецию и создают там микенскую цивилизацию.

Ок. 1900 г. до н.э. из индоиранской Синташтинской культуры выходит праиндоарийская культура Петровка, носители которой на колесницах мигрируют на юг. Пройдя через область Бактрийско-Маргианской археологической культуры, основная их часть направляется на юго-восток и, преодолев ущелья Гиндукуша, обосновывается на равнинах Пенджаба, где создаёт ведическую цивилизацию. Меньшая часть направляется на запад, достигая к середине XVIII в. до н.э. Передней Азии. Там в XVI в. до н.э. они основывают великое царство Митанни, включающее Сирию, Верхнюю Месопотамию, Юго-западную Анатолию и Ханаан, которое существует до его уничтожения ассирийцами в середине XIII в. до н.э. Вместе с митаннийскими ариями на Ближний Восток приходят запряжённые конями колесницы и связанные с ними культура и идеология.





Примерно одновременно с возникновением в степях Северного Казахстана Петровской культуры на Алтае в среде местных индоевропейцев возникает Сейминско-Турбинская культура (ок. 1900-1700 гг. до н.э.), передовая металлургия которой распространяет своё влияние на огромную территорию от Финляндии до Китая. В центр Китая прослеживаемые со 2-й четверти II тыс. до н.э. индоевропейские влияния приносят медную и бронзовую металлургию, крупный и мелкий рогатый скот и сельскохозяйственные культуры – пшеницу и ячмень.





Первая историческая китайская династия Инь лучше всего известна по своей последней столице Аньяну. Основание Аньяна ок. 1200 г. до н.э. совпадает с появлением в Китае колесниц с конями и оружия достоверно индоевропейских форм. Многочисленные факты указывают на по крайней мере частично индоиранское происхождение как династии Инь, так и сменяющей её в XI в. до н.э. династии Чжоу.

К концу II тыс. до н.э. прямое или косвенное влияние индоевропейцев распространяется на большей части территории Евразии – от Скандинавии до Индостана и от Португалии до Китая.





Помимо праиндоарийской Петровской культуры, Синташта становится источником также для иранских культур, в том числе Андроновской (1800-1200 гг. до н.э.), носители которой из Южного Приуралья расселяются по Казахстану и Средней Азии, кладя ок. 1600 г. до н.э. конец существованию Бактрийско-Маргианской культуры. На поздний период существования Андроновской культуры приходится деятельность пророка Заратуштры, основывающего первую в истории человечества религию откровения.

На рубеже II-I тыс. до н.э. благодаря усовершенствованию упряжи, которое делает управление конём более эффективным, среди иранцев южнорусских степей (киммерийцев, скифов, сарматов) распространяется стрельба верхом из лука и происходит переход к чистому номадизму. Иранские выходцы из Средней Азии продвигаются на Ближний Восток, где их появление отмечают в IX в. до н.э. ассирийские источники. Ок. 670 г. до н.э. возникает иранское Мидийское царство, которое в конце VII в. до н.э. кладёт конец существованию Ассирии.





В 550 г. до н.э. Мидию завоёвывают иранцы Ахемениды, которые основывают первую в истории мировую державу – Персидскую империю. Религией её правящих кругов становится зороастризм, которому предстоит сыграть для Западной Евразии примерно такую же роль, какую для Восточной Евразии предстоит сыграть возникающему в это же время в Индии буддизму.

Выделение раннего праиндоевропейского языка в начале V тыс. до н.э. совпадает по времени с возникновением у индоевропейцев первой в мире воинской аристократии, которое было напрямую связано с приручением коня. Конь стал орудием войны и набега, давшим индоевропейцам существенное преимущество над их противниками.





В основе идеологии индоевропейской воинской аристократии лежал миф о победе над хтоническим Змеем небесного Бога-громовержца, который первым угнал у своего противника скот и стяжал себе славу. Индоевропейский воин видел себя отражением этого бога. Его победа осознавалась как победа в состязании (в индоиранском и греческом само слово «состязание» было произведено от глагола со значением «угонять (скот)».

Состязание у индоевропейцев имело разные формы – набега за скотом, войны, конной или колесничной гонки и соревнования в песни и мудрости. Победа в нём давала славу, которая, будучи воспетой певцом, становилась бессмертной и обеспечивала победителю посмертную жизнь в слове, ценившуюся дороже телесной жизни. Тем самым состязательность неизбежно вела к выделению человеческой личности.





Приручение коня было важным шагом на этом пути – благодаря ему индоевропейский всадник не только получал дополнительные силу и скорость, но и возвышался над прочими людьми и над самой природой, при этом отделяясь от неё. Одновременно с появлением у индоевропейцев конеголовых скипетров как знаков власти у них появляются и отмеченные курганами индивидуальные захоронения воинской аристократии, свидетельствующие о вере в отдельное существование личности не только при жизни, но и посмертно.





Присущая индоевропейской аристократической культуре состязательность естественным образом вела к выделению индивида из массы людей и освобождению человеческого духа. Аристократическое стремление отличиться лежало в основе пробуждения человеческого самосознания и возникновения личности, способной понять противостояние природного и духовного миров.

Естественным следствием приручения коня стало его использование вместе с повозкой, т.е. изобретение колесницы. В греко-арийской культурной общности колесница была осознана как символ души, у которой чувства являются конями, а возница – умом, и которая имеет способность вознестись из телесного мира в божественный. Окончательное противопоставление духовного мира телесному привело к возникновению у индоевропейцев отвлечённого мышления, породившего философию и науку. Тем самым индоевропейцы сыграли ключевую роль в отделении человеческого духа от природы.





Подробнее об этом вы можете прочитать в моей книге «Конь, колесо и колесница».

Читайте также

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я