К 160-летию М. Чакира. Портреты протоиерея
0
327
Бесспорно, выдающиеся люди остаются в памяти народной в первую очередь своими свершениями, рукотворными и художественными творениями. Но современникам и потомкам не менее любопытно и важно знать, как выглядел тот или иной неординарный человек: какой у него был взгляд, как он улыбался, во что был одет. Без этих, казалось бы, чисто внешних признаков в нашей голове не складывается целостный образ личности, ее органичный портрет. Примерно до середины XIX в. единственной возможностью увековечить внешний облик человека было обратиться к мастерам изобразительного искусства и заказать портрет. Затем появилась фотография. У Пушкина, например, нет ни одного фотопортрета, к сожалению, не дожил он до фотоэпохи. А вот уже у Гоголя такой портрет есть, он был выполнен в 1845 г., всего через 8 лет после смерти Пушкина.Духовный лидер гагаузов Михаил Михайлович Чакир родился, как известно, в 1861 г., то есть в эпоху развития фототехники. Однако массовую доступность фотоснимки стали получать лишь к началу прошлого века. Этим объясняется тот факт, что первые фотографии протоиерея появились лишь в конце 19 века: одна одиночная, а вторая групповая, на ней два молодых священника со своими супругами, одна из пар – это отец Михаил и матушка Ирина. Широко известны два фотопортрета, запечатлевшие М. Чакира уже в зрелом возрасте. Один из них находится в Национальном архиве Республики Молдова. Это фото было размещено самим М. Чакиром в его работе «Besarabiyali gagauzlarin istoriyasi» (1934), затем, после кончины М. Чакира, в журнале «Viata Basarabiei» за подписью Николая Костенко был опубликован некролог, снабженный репродукцией того же портрета. В наши дни указанное фото перепечатывалось неоднократно, в том числе оно украсило обложку одного из научных сборников. Пожалуй, единственным недостатком фотопортрета является его качество, далекое от идеала. Отдельного внимания заслуживает юбилейный фотопортрет М. Чакира, сделанный к его 70-летию. Оригинал фотографии мне достался в 1990 г. от внука просветителя – доктора истории Николая Чакира (1927–2007), приезжавшего в Кишинев из Бухареста. Мы с ним встречались дважды – в первый раз в Институте истории Академии наук Молдовы, а во второй раз – в доме известного историка-болгариста Николая Червенкова, благодаря которому и состоялось мое знакомство с внуком Михаила Чакира. Во время первой встречи более двух часов мы беседовали о его знаменитом деде, о судьбе пятерых сыновей протоиерея. Много интересной информации я почерпнул тогда из его рассказов. Напоследок Николай Чакир передал мне фотографию своего деда, которую я храню как реликвию уже свыше тридцати лет. На обороте фото рукой Николая Чакира по-румынски написано:МИХАИЛ ЧАКИР(1861–1938)Фотография сделана в 1931.1) Крест Эконома-ставрофора – высшая иерархия мирского священника.2) Орден «Корона Румынии» в чине кавалера (за 50 лет деятельности на ниве румынской культуры).- - - - - - - - - - - - - - - - - -Имел также Орден Святой Анны и Орден Александра Третьего.9 мая 1931 г. Михаилу Чакиру исполнилось 70 лет, то есть можно предположить, что фотография была сделана именно по случаю юбилея.На лицевой части снимка внизу по диагонали поставлено тисненое факсимилe: G. Tasker CHISINAU. Долгие годы мне не было известно, почему именно так называлось фотоателье, где был увековечен образ нашего великого соплеменника. Однако в последние годы в Интернете появилась информация о том, что это было семейное предприятие, его совладельцами являлись супруги Ташкер – сначала Григорий, а затем, после его смерти в 1923 г., его супруга Рахель.Фотопортрет действительно получился замечательный. Мудрый и светлый взгляд, устремленный чуть влево и вверх, ухоженная седая борода, аккуратно сомкнутые губы, как бы сдерживающие легкую улыбку, – всё говорит о хорошем расположении духа юбиляра, а главное – передаёт его внутреннюю силу и уверенность. Судьба юбилейного портрета сложилась очень удачно. С него выполнены многочисленные репродукции, опубликованные в газетах, журналах, книгах, хрестоматиях (в том числе на обложках, фронтисписах и титульных листах). В 2003 г. гагаузский историк и меценат Игнат Казмалы заказал тираспольскому художнику Игорю Венюкову воспроизвести портрет маслом на холсте. Творческий эксперимент оказался очень удачным. В общей сложности на основе фотографии было сделано семь художественных портретов. «Все семь портретов, – рассказывает И. М. Казмалы, – художник рисовал одновременно. Он молодец, отлично справился с задачей. Там Чакир как живой!.. Мы их выстроили и сфотографировали, у меня есть фото в моем архиве в Тирасполе». Остаётся добавить, что один из портретов меценат оставил себе, а остальные шесть преподнёс в дар – Башкану Гагаузии М. Формузалу, руководству Комратского и Чадыр-Лунгского музеев, педколледжа им. М. Чакира, Тодуру Занету (газета «Ana sozu»), обществу гагаузов г. Белгород-Днестровский (Украина). В моём распоряжении имеется фотокопия портрета, хранящегося в музее г. Комрата. На обратной стороне картины написано:«Протоиерей Михаил Чакир. Масло, холст 72x52 см. Худ. Игорь Венюков. Подарок И. Казмалы А. А. Маринову – директору Комратского историко-краеведческого музея в знак особой благодарности за 33-летнюю работу по организации музея, сбор материалов материальной культуры гагаузов и болгар за период их совместного проживания в Буджаке, а также по случаю выхода на пенсию. 6.09.2003 г.».Здесь уместно отметить, что почетный гражданин Комрата Анатолий Алексеевич Маринов ушел из жизни совсем недавно – 2 ноября 2020 г., ему шёл 92-й год.Еще один портрет маслом на холсте по той же фотографии в 2017 г. высокопрофессионально выполнил известный гагаузский художник Михаил Арабаджи. Портрет выставлялся в Художественной галерее Гагаузии, где проходила персональная выставка художника. Впоследствии он был приобретен анонимным предпринимателем и в настоящее время хранится в частной коллекции. Целых три портрета М. Чакира находятся в активе Симона Стаматова – яркого гагаузского портретиста, работающего в своём оригинальном стиле, с использованием классических техник, а также возможностей цифровых программ. Один из его портретов выполнен с юбилейной фотографии. Второй представляет собой творческую реконструкцию одной из ранних фотографий протоиерея конца XIX в. Третий портрет – это авторская композиция, на которой М. Чакир изображен сидящим за рабочим столом. На мой взгляд, весьма интересной получилась карандашная версия этого юбилейного портрета в исполнении молодой талантливой комратчанки Кристины Кочан. Сам портрет и сентиментальная история его написания опубликованы в научной монографии Виктора Копущу (на гагаузском языке), повествующей о подвижнической жизни М. Чакира. Бессарабский график Пётр Петрович Чакир (1931–2012) посвятил своему великому однофамильцу и сородичу интересную портретную композицию, выполненную в технике горячей эмали. Работа хранится в городе Измаиле, в мастерской дочери художника Ларисы Петровны Чакир-Узун. Барельефный портрет М. Чакира в 2000 г. изваял непревзойденный гагаузский скульптор Атанас Карачобан. Простая гипсовая миниатюра (16x21 см), экспонат Бешалминского музея, вызывает массу позитивных эмоций. Говоря о скульптуре, нельзя не коснуться памятников М. Чакиру. В настоящее время их известно два. Первый из них был торжественно открыт тридцать лет назад, 28 апреля 1991 г., на родине просветителя в г. Чадыр-Лунга. Инициатором и организатором открытия памятника был ныне здравствующий Николай Константинович Тукан, работавший в тот период председателем местного горисполкома. Надо было найти художника, который взялся бы за изготовление памятника. Поиски привели к кишиневскому скульптору Иосифу Давидовичу Китману (родился в 1936 г. в Кишиневе, с 2000 г. он проживает в немецком городе Кёльне). Первоначально планировали сделать памятник во весь рост, но этот вариант оказался слишком дорогим. Бюст казался несолидным, хотели создать что-то величественное, достойное. В результате нашли компромисс – изобразили М. Чакира стоящим за кафедрой со священной книгой в руках. Сам памятник был отлит из бронзы, а для постамента использовали ценный в наших краях косоуцкий камень. Общая высота монумента составила более трёх с половиной метров. «Работа длилась целый год, вспоминает Н. К. Тукан. – Раз десять пришлось ездить в Кишинев, договариваться, обсуждать все нюансы. Исполнитель запросил 3000 долларов. Для нас в то время это была немалая сумма, но мы изыскали ее». Открытие первого в истории памятника выдающемуся гагаузу было приурочено к его 130-летнему юбилею. На открытии присутствовали тысячи гостей из Молдовы, Украины, а также из Турции. За прошедшие почти тридцать лет памятник стал культурным достоянием и визитной карточкой не только г. Чадыр-Лунга, но и всей Гагаузии.Второй памятник М. Чакиру был установлен ровно через двадцать лет после первого – в декабре 2011 г. На Центральном (Армянском) кладбище Кишинева собрались представители гагаузского и молдавского духовенства, руководство Гагаузии во главе с Башканом, депутаты парламента, писатели, ученые, журналисты… Памятник представлял собой бронзовый бюст работы молдавского скульптора Георгия Васильевича Райляна. Гагаузский писатель и историк С.С. Булгар, курировавший проект со стороны Гагаузии, вспоминал, что первые эскизы бюста были весьма неудачными, пришлось настоять на том, чтобы скульптор сделал еще несколько вариантов, пока результат не удовлетворил заказчика. К сожалению, бюст простоял всего четыре года – неизвестные вандалы похитили его. Менее чем через год тот же автор по сохранившимся лекалам изваял новый бюст – на этот раз из красного карельского мрамора. Бюст стоит по сегодняшний день.Таковы штрихи к некоторым портретам нашего великого просветителя и духовного ориентира, каковым был и остаётся Михаил Чакир. Удивительно и в то же время закономерно, что его образ с годами не размывается, а становится всё чётче и величественнее. Пётр Чеботарь,Научно-исследовательский центр Гагаузии им. М.В. Маруневич