Закат империи: бывшие колонии Британии подняли вопрос о репарациях за два века рабства
В Содружестве наций вновь подняли довольно болезненную для Лондона тему — репараций. В частности, от британских властей потребовали возместить ущерб за два столетия рабства и колониального порабощения. Называется сумма в $24 трлн. Однако правительство не готово обсуждать эту тему. Подробности — в материале «Известий».
Перестать игнорировать
Все три кандидата, претендующие на пост генсека Содружества наций, выступая на дебатах в Chatham House, решили потребовать от Лондона возместить ущерб за столетия трансатлантического рабства и колониализма. Среди них — Мамаду Тангара из Гамбии, Ширли Ботчвей из Ганы и Джошуа Сетипа из Лесото.
Как подсчитали в Университете Вест-Индии на Ямайке, сумма репараций может достигать $24 трлн. Учитывая, что годовой ВВП Великобритании составляет $3,4 трлн, запрашиваемая сумма превышает его в семь раз. При этом ведущий судья Международного суда ООН Пи Джей Паттерсон призвал Лондон перестать игнорировать эту ситуацию и выплатить репарации.
Ботчвей, возглавляющий МИД Ганы, подчеркнул, что Содружество может сыграть свою роль, если государства-члены обратятся с просьбой о «едином голосе» по этому вопросу. При этом он добавил, что требовать репарации от британских властей должны правительства, а не генсек Содружества, поскольку его роль в основном представительская и административная.
Глава МИД Гамбии Мамадуу Тангара добавил, что Содружество наций «может использовать свою организующую силу, чтобы способствовать диалогу и сделать это возможным».
Бывший министр торговли и промышленности Джошуа Сетипа отметил, что в случае избрания на пост он не будет ждать, пока государства-члены попросят Содружество действовать и вообще готов, как можно быстрее принять участие в дебатах о возмещении ущерба и требовать правосудия.
Следующий лидер Содружества будет избран в октябре на встрече глав правительств в Самое. До этого момента генсеком будет Патриция Скотланд из Британии.
Формально содружество, объединяющее 56 бывших британских колоний, возглавляет король Великобритании Карл III. Возникшее на основе Британской империи оно считается одной из крупнейших международных организаций в мире, в его составе около 2,7 млрд человек. Среди членов Содружества — Индия и Канада, а также 21 страна Африки и Карибские острова, включая Ямайку и Барбадос.
Британия, как и большинство бывших колониальных держав, отвергает призывы к возмещению ущерба. В 2022 году Карл III, выступая перед лидерами Содружества, выразил глубокое сожаление из-за рабства, а также в прошлом году поддержал исследование по изучению связей британской монархии с рабством.
Стараются избегать этого вопроса
Осенью прошлого года на саммите в Гане Африканский союз и крупнейшее объединение Карибов — КАРИКОМ — решили создать союз для того, чтобы оказывать давление на бывшие рабовладельческие страны и заставить их заплатить. В этом альянсе 20 карибских государств и 55 стран Африки.
Активная торговля рабами происходила в Британской империи с середины XVII до начала XIX века, лишь в 1833 году был принят закон о запрете на работорговлю. За два века работорговли Британия приобрела около 3,4 млн рабов.
В Лондоне стараются игнорировать призывы со стороны стран Содружества. Весной этого года занимавший тогда пост премьера Риши Сунак исключил любые разговоры о репарациях, отказавшись извиняться за роль, которую сыграла Британия в работорговле.
Нынешний премьер-министр Кир Стармер пока никак не прокомментировал эту тему. Находясь в оппозиции, он критиковал данный вопрос, подчеркивая, что рабство не должно было случиться. При этом в своих выступлениях он ничего не говорил о выплатах.
Четыре года назад Стармер осудил протестующих в Бристоле, которые снесли статую работорговца Эдварда Колстона. Он отметил, что убрать этот монумент следовало давно-давно, однако сделать это было необходимо должным образом — с согласия властей и жителей и отправить в музей.
«Это был человек, который ответственен за то, что 100 тыс. человек были перемещены из Африки в Карибский бассейн в качестве рабов, включая женщин и детей, у которых на груди было нанесено клеймо с названием компании, которой он руководил. Из 100 тыс. человек 20 тыс. погибли в пути. Статуя этого человека не должна быть в Бристоле или где-либо еще», — сообщил он тогда.
Не затрагивает тему репараций и нынешний глава Форин-офиса Дэвид Лэмми, потомок рабов из Гайаны. Прежде, занимая пост теневого главы МИД, он много и активно говорил о рабовладельческом прошлом Соединенного Королевства. В 1823 году произошел мятеж на территории нынешней Гайаны, в нем участвовали свыше 10 тыс. рабов. Это восстание было жестоко подавлено со стороны Лондона. Около 500 рабов погибли, многие были приговорены к тюремному заключению и не оправданы до сих. Лэмми два года назад попросил Риши Сунака помиловать 70 участников того восстания.
В случае, если лейбористы всё же пересмотрят свою политику по этому вопросу, у кабинета не хватит денег для того, чтобы оплатить репарации. Накануне Стармер заявил, что для экономии бюджетных средств придется принимать непопулярные решения. В частности, речь идет об урезании пособий на оплату за отопление для пожилых людей.
Что думают эксперты
Доктор политических наук, профессор СПбГУ Наталья Еремина в беседе с «Известиями» отметила, что тема колониализма традиционно очень сложная для британского политического истеблишмента.
— Считается, что проблема колониализма полностью решена, в том числе благодаря функционалу Содружества наций, где все страны-участницы являются равноправными, они партнеры. Но это позволяет Лондону их интегрировать, сохранять общее историческое пространство и лелеять свои имперские амбиции, хотя Британия их отчетливо и не артикулирует, — пояснила политолог.
По ее словам, «британцы воспринимают себя одной из самых демократичных наций, считая себя прогрессивными и передовыми», при этом многие неудобные темы стараются не замечать.
— В экспертных кругах и среди политиков очень распространена такая точка зрения: что было в прошлом, пусть там и останется. Британцы апеллируют к прошлому только тогда, когда им нужно уколоть какое-то другое государство, в отношении себя они не позволяют этого делать. Власти предпочитают затягивание любого вопроса, считая его таким образом решенным, — сообщила специалист.
Она добавила, что британские власти вряд ли готовы кому-либо что-то вернуть.
— Сохраняется серьезный финансовый диктат, есть инвестиционная зависимость разных стран от Лондона до сих пор. В этих условиях вряд ли страны могут серьезно заявить о своих претензиях, — считает аналитик.
Еремина подчеркнула, что в самой Британии, с экономической точки зрения, не всё так радостно и позитивно. В Лондоне режим жесткой экономии, который будет только провоцировать вспышки насилия, в том числе по линии расовых, националистических проблем. У Стармера нет внятной программы, как осуществлять профилактику, подытожила политолог.
Руководитель Центра британских исследований Института Европы РАН, эксперт РСМД Елена Ананьева также согласна, что нынешний премьер и его партия не пользуются особой популярностью у британцев.
«Кира Стармера считают слабым 48%, неприятным 47%, нерешительным 52%. Не доверяют ему 49% респондентов. Основной посыл партии — экономический рост. Для этого необходима экономическая стабильность посредством „жестких правил расходования средств“», — добавила политолог.