Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015 Апрель 2015 Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1
2
3 4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

Музей ИЗО собрал шедевры прошлого, ставшие эталонами при воссоздании Казанского собора

Музей ИЗО собрал шедевры прошлого, ставшие эталонами при воссоздании Казанского собора

В правительстве Архангельской области обсудили меры профилактики преступлений в отношении несовершеннолетних

"Чистые игры" устроили в Магнитогорске: большой фоторепортаж

Праздник Севера – 2024: соревнования по фристайлу ярко завершили программу Полярной Олимпиады

В Почепе вручены ключи от квартир детям- сиротам

В главном здании Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан сегодня откроется выставка «Собор Казанской иконы Божией Матери. Возрождение». Весь второй этаж усадьбы займут эскизы росписей, икон и мозаик для фасадов Казанского собора, материалы о внутреннем убранстве его нижнего (пещерного) храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а также западноевропейская гравюра и живопись, сюжеты которых отечественные мастера брали за основу и адаптировали для храмов России. Также здесь представят церковные раритеты, самые ранние из которых датированы XVI веком. Сопровождать экспозицию будут большой интерактивный стол, сенсорный и обычный мониторы для виртуальных экспонатов.

Несколько лет кропотливой работы во множестве архивов и музеев позволили найти аналоги произведений искусства, на основе которых воссоздавалось убранство Казанского собора, отстроенного заново. Выставка собрала эти произведения воедино, а также объединила в себе эскизы современных художников, которые расписывали воссозданный собор, освящение которого состоится 21 июля – в день явления Казанской иконы Божией Матери.

«Мы обращались не только к источникам казанских архивов, но и в Эрмитаж, Русский музей, Третьяковскую галерею, Государственный исторический музей, архивы Петербурга и Москвы. Материалы шаг за шагом становились основой для воссоздания этого храма. И это образы не только Казанской иконы Божией Матери, но и всех храмовых росписей, сюжеты – это огромная работа воссоздания по образу и подобию, поэтому была приглашена Петербургская школа художников», – рассказала директор Музея ИЗО РТ Розалия Нургалеева.

Главным источником воссоздания соборной росписи, подчеркнула собеседница, были произведения Василия Турина – ведущего мастера религиозной живописи в Казани начала XIX века. Выставка впервые, правда виртуально, покажет произведения Турина из собраний Государственного музея Палехского искусства, Российского государственного исторического архива и Российской государственной библиотеки.

«Турин был главным источником, чтобы по образу и подобию воссоздавать те (исторические. – Ред.) списки. В России провинциальная школа не особенно была в чести, а здесь удалось создать такие росписи, где академическая русская художественная школа была воссоздана с пониманием и провинциальной школы. Тот же Турин, конечно, провинциальный художник. Имея классическое образование, он все равно имеет провинциальные корни, но с таким пониманием, теплотой, мягкостью росписи были сделаны, без особой яркости в тональности. Роспись была особая. И это удалось воссоздать. Потрясающим образом воссозданы иконостасы. «Тайная вечеря» заворожила своей индивидуальностью, и вообще такое ощущение, что она пришла к нам не сейчас, а эти росписи и были, сохранились с XIX века. Правда, «Тайную вечерю» после открытия собора увидеть не удастся – она останется за алтарем», – рассказала Нургалеева.

Целый альбом работ Турина удалось найти в Музее Палехского искусства, фотокопии произведений были переданы в качестве аналогов современным художникам. Так же были собраны материалы из Русского музея, Государственного исторического музея, Российской государственной библиотеки и из Вологды. В фондах самого Музея ИЗО есть большое полотно неизвестного авторства – «Христос в пустыне. Служение ангелов», пополнившее коллекцию музея в 1895 году. Его передала некто Подошевникова, которая жила на Подлужной. Подобная же картина висела в Императорской академии художеств, где учился и скопировал ее, уверена главный хранитель фонда древнерусской живописи Вера Немтинова, именно Василий Турин. Оригинал сейчас находится в Эрмитаже, он также будет представлен виртуально. Читателям «Татар-информа» мы показываем фотографию картины размером 1,5 на 0,9 м, хранящейся в Казани и нуждающейся в реставрации, из-за чего она не попала в экспозицию.

«Все выстраивалось в живописном единстве в интерьере – это и иконостас, и росписи. Все основывалось на живописи начала XIX века и на туринских офортах и литографии. Причем лики (это нам было очень важно – типаж ликов, как Турин рисовал, какой у него образ Богородицы и Спасителя) брались именно с этих графических работ. Дух школы и стиль эпохи сохранен [в воссозданном соборе]», – заверила Немтинова.

Вместе, а это впервые, на выставке окажутся пелена (тканое изображение, привешиваемое под самой иконой. – Ред.) «Богоматерь Казанская» 1580–1590-х годов из собрания Национального музея Республики Татарстан (оригинал будет выставлен впервые) и Казанская икона Божией Матери последней четверти XVI века из фондов Музея ИЗО РТ. Последняя, к слову, стала аналогом для современного списка с иконы, который выполнила Ирина Нефедьева. Он будет размещен на месте обретения чудотворной Казанской иконы Божией Матери в пещерном храме собора.

О пещерном храме собора расскажут фрагменты стилизованных под эпоху конца XIX – начала XX века украшений иконостаса, басмы, виртуально – материалы о внутреннем его убранстве.

«Были привлечены художники «Домостроя», причем они не только написали иконы, сделали замечательную басму в духе модерна, но еще сделали вышивки. Причем было же еще обстоятельство ковида – все работали по своим домам: разделили эту большую пелену, изображение Богородицы, покрова по частям. Кому-то досталась целиком Богородица, кому-то фрагменты украшений надписи, а потом они это все соединили. Так что ковид не помешал, а наоборот, объединил. Орнаментированные полотенца, шторки под иконами тоже вышиты в этом храме», – подчеркнула Вера Немтинова.

Раздел западноевропейской гравюры представят произведения на сюжеты Священного Писания из собраний Музея ИЗО РТ, Научной библиотеки имени Лобачевского Казанского университета. Это работы Луки Лейденского, Маркантонио Раймонди, гравюры конца XVI – XVII века известных нидерландских мастеров интернациональной школы и граверов школы Рубенса, граверов Франции, Италии.

«Гравюра была одним из основополагающих искусств, которые приобщили отечественных мастеров, иконописцев вообще православного Востока к европейской традиции, к европейскому искусству. Это искусство тиражное, это не один, а много оттисков с одной авторской доски. Благодаря этому художники знакомились с искусством друг друга. Прежде всего XVI–XVII века и Северное Возрождение, мастера Нидерландов и Германии сыграли в этом главную роль. Мы показываем гравюры, например, из собрания Григория Ивановича Мешкова, почетного члена Императорского Казанского университета. Виртуально будет экспонироваться серия гравюр XVI века Альбрехта Дюрера «Апокалипсис» в созданном казанским коллекционером Мешковым кожаном переплете. Издание он подарил Александру II, и сейчас оно хранится в Эрмитаже», – рассказала заведующая отделом графики Ольга Вербина.

Одному из лучших шедевров коллекции западноевропейской живописи Музея ИЗО РТ также нашлось место на выставке «Собор Казанской иконы Божией Матери. Возрождение». Картина Доменико Пулиго «Мадонна с младенцем» в традициях итальянской живописи XVI века была семейной реликвией Андрея Федоровича Лихачёва, чья коллекция произведений искусства в свое время стала основой как для Музея ИЗО РТ, так и для Национального музея РТ.

Гости также увидят чертежи XIX века собора Казанской иконы Божией Матери, предоставленные Национальным музеем, современные разработки архитекторов, работавших над воссозданием собора, а также варианты эскизов росписей, икон и мозаик для него. Некоторые из живописцев-современников уже согласились оставить Музею ИЗО РТ свои эскизы, которые они создавали как модель для перенесения на стены собора (Ананьев, Плотников и Зайцев).

«Процесс воссоздания собора подчеркнул значимость и смысл существования музея. Музей – это не только выставленные картинки на обозрение зрителю, это возможность воссоздать произведение в стиле и во времени. Здесь хранятся вещи, и наша главная задача – сохранить, может быть, даже больше, чем показать. В этом значение музея будет вне времени. Если бы всего этого не было, то, может быть, храм теперь был бы совершенно другим», – акцентировала Ольга Вербина.

Выставка «Собор Казанской иконы Божией Матери. Возрождение» будет принимать посетителей до 26 сентября.

 


Читайте также

В тренде на этой неделе

В правительстве Архангельской области обсудили меры профилактики преступлений в отношении несовершеннолетних

В Почепе вручены ключи от квартир детям- сиротам

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я