"Шхуна "Колумб" Трублаини, или Вокруг одни шпионы
Николай Трублаини (на кой черт он взял псевдоним, который я запоминала месяц, я не в курсе, но, на мой взгляд, лучше бы остался Трублаевским) погиб в 1941 году в 37 лет. Но за свою жизнь он успел сделать много. В первую очередь - написал книги, из которых самые известные - "Лахтак", "Глубинный путь" и "Шхуна "Колумб". Писал он о кораблях и писал со знанием дела. Почему? Он - участник нескольких полярных экспедиций, причем не как репортер, а как матрос-дневальный. Сейчас книги Трублаини кажутся немного наивными, но не стоит забывать, что они создавались для юношества. Поэтому многие моменты сглажены и герои чересчур прямолинейны.
Правда, после первых глав "Шхуны "Колумб" я решила было, что автор - махровый графоман.
"Вечером, когда электрический свет заливал улицы города, мимо витрин ювелирных магазинов шагал сухощавый, высокий человек лет тридцати пяти. На нем хорошо сидел элегантный серый костюм, к которому очень шла того же цвета фетровая шляпа, а на черном галстуке искрился фальшивый — это было ясно по размеру — бриллиант. Легко ступали ноги в лакированных туфлях. В руке человек держал трость.
С видом знатока прохожий остановился перед витриной и принялся разглядывать выставленные там драгоценности. Время от времени он нетерпеливо посматривал на часы. Когда стрелки показали без двадцати десять, человек свернул в ближайший переулок, вышел на соседнюю улицу, также залитую электричеством, но без витрин, без магазинов и более пустынную. Впрочем, на ней было много полицейских.
Человек с тростью подошел к семиэтажному дому, поднялся по лестнице к парадным дверям и нажал кнопку звонка. Двери отворились, человек вошел, одновременно вытягивая из кармана жилета бумажку и показывая ее встретившему его жандарму. Тот внимательно проверил документы и, вернув их посетителю, пропустил его. Пройдя мимо нескольких часовых, посетитель вошел в большую комнату."
Но потом поняла, что Трублаини мог хорошо описать то, что он видел, благо видел он многое. Но если речь шла о врагах, дело швах. Ни одного иностранного агента, шпиона, капиталиста Трублаини явно не встречал, поэтому у него получились совершенно ходульные персонажи. Но когда он переходит к тем вещам, что он хорошо знал, они выходят живыми и выпуклыми. Вот тогда все в порядке: и советские рыбаки, и наши военные, и профессор из Ленинграда выглядят людьми, а не манекенами. Хотите оказаться в СССР 30-х годов? Побывать в бурном море и на рыболовной шхуне, на маяке и на вражеской подводной лодке,в рыбацком поселке и на военном корабле? Почитайте "Шхуну "Колумб".
Завязка сюжета состоит в том, что на Лебедином острове начались разработки ториантитового песка. Вы знаете про такой? Я вот тоже не знала, ибо мы живем в эпоху, когда дирижабли давно отошли в прошлое. Но в 30-е годы они еще бороздили небо, а негорючий газ для этих монстров имело стратегическое значение. Я не химик, поэтому не могу проверить утверждение профессора Ананьева, героя книги Трублаини. "Дешевый гелий
даст возможность обезопасить от пожара дирижабли, стратостаты, аэростаты и двинет вперед строительство гигантских воздушных кораблей. У берегов Индии есть остров Цейлон. На нем найден минерал торианит... Исследователи открыли, что из каждого килограмма торианита можно добыть десять литров гелия. Для этого надо только раскалить торианит на огне.
На песчаном холме вашего острова я нашел торианитовый песок." Придется принять его на веру, равно как и то, что за документами профессора начинают охоту шпионы неназванной державы. Кстати, это еще одна из примет того времени: безымянные враги. Мы так и не узнаем кто был противником доблестных советских военных моряков, гэбистов, контрразведчиков в фильмах "Ошибка инженера Кочина", "Тайна двух океанов" (в книге - японцы, но книга вышла в 1938, а фильм - в 1955-56), "Голубая стрела" и пр. Интересно, почему сложилась такая ситуация? В 1960-х уже не было никаких проблем, врагов называли четко и обычно это были американцы.
Несомненный плюс книги - хороший перевод (оригинал на украинском) и прекрасные иллюстрации. Я хочу показать рисунок В. Сычева, но с разными изданиями работали разные художники.
В общем, занятный роман. Надо будет еще "Лахтак" и "Глубинный путь" перечитать.
P.S. Будете смеяться, но пуговица от иностранного мундира в книге фигурирует. Прям как в песне на основе стихотворения Долматовского. Признак эпохи, однако.
А пуговицы нету
У заднего кармана,
И сшиты не по-русски
Широкие штаны.
А в глубине кармана —
Патроны для нагана
И карта укреплений
Советской стороны.
Правда, после первых глав "Шхуны "Колумб" я решила было, что автор - махровый графоман.
"Вечером, когда электрический свет заливал улицы города, мимо витрин ювелирных магазинов шагал сухощавый, высокий человек лет тридцати пяти. На нем хорошо сидел элегантный серый костюм, к которому очень шла того же цвета фетровая шляпа, а на черном галстуке искрился фальшивый — это было ясно по размеру — бриллиант. Легко ступали ноги в лакированных туфлях. В руке человек держал трость.
С видом знатока прохожий остановился перед витриной и принялся разглядывать выставленные там драгоценности. Время от времени он нетерпеливо посматривал на часы. Когда стрелки показали без двадцати десять, человек свернул в ближайший переулок, вышел на соседнюю улицу, также залитую электричеством, но без витрин, без магазинов и более пустынную. Впрочем, на ней было много полицейских.
Человек с тростью подошел к семиэтажному дому, поднялся по лестнице к парадным дверям и нажал кнопку звонка. Двери отворились, человек вошел, одновременно вытягивая из кармана жилета бумажку и показывая ее встретившему его жандарму. Тот внимательно проверил документы и, вернув их посетителю, пропустил его. Пройдя мимо нескольких часовых, посетитель вошел в большую комнату."
Но потом поняла, что Трублаини мог хорошо описать то, что он видел, благо видел он многое. Но если речь шла о врагах, дело швах. Ни одного иностранного агента, шпиона, капиталиста Трублаини явно не встречал, поэтому у него получились совершенно ходульные персонажи. Но когда он переходит к тем вещам, что он хорошо знал, они выходят живыми и выпуклыми. Вот тогда все в порядке: и советские рыбаки, и наши военные, и профессор из Ленинграда выглядят людьми, а не манекенами. Хотите оказаться в СССР 30-х годов? Побывать в бурном море и на рыболовной шхуне, на маяке и на вражеской подводной лодке,в рыбацком поселке и на военном корабле? Почитайте "Шхуну "Колумб".
Завязка сюжета состоит в том, что на Лебедином острове начались разработки ториантитового песка. Вы знаете про такой? Я вот тоже не знала, ибо мы живем в эпоху, когда дирижабли давно отошли в прошлое. Но в 30-е годы они еще бороздили небо, а негорючий газ для этих монстров имело стратегическое значение. Я не химик, поэтому не могу проверить утверждение профессора Ананьева, героя книги Трублаини. "Дешевый гелий
даст возможность обезопасить от пожара дирижабли, стратостаты, аэростаты и двинет вперед строительство гигантских воздушных кораблей. У берегов Индии есть остров Цейлон. На нем найден минерал торианит... Исследователи открыли, что из каждого килограмма торианита можно добыть десять литров гелия. Для этого надо только раскалить торианит на огне.
На песчаном холме вашего острова я нашел торианитовый песок." Придется принять его на веру, равно как и то, что за документами профессора начинают охоту шпионы неназванной державы. Кстати, это еще одна из примет того времени: безымянные враги. Мы так и не узнаем кто был противником доблестных советских военных моряков, гэбистов, контрразведчиков в фильмах "Ошибка инженера Кочина", "Тайна двух океанов" (в книге - японцы, но книга вышла в 1938, а фильм - в 1955-56), "Голубая стрела" и пр. Интересно, почему сложилась такая ситуация? В 1960-х уже не было никаких проблем, врагов называли четко и обычно это были американцы.
Несомненный плюс книги - хороший перевод (оригинал на украинском) и прекрасные иллюстрации. Я хочу показать рисунок В. Сычева, но с разными изданиями работали разные художники.
В общем, занятный роман. Надо будет еще "Лахтак" и "Глубинный путь" перечитать.
P.S. Будете смеяться, но пуговица от иностранного мундира в книге фигурирует. Прям как в песне на основе стихотворения Долматовского. Признак эпохи, однако.
А пуговицы нету
У заднего кармана,
И сшиты не по-русски
Широкие штаны.
А в глубине кармана —
Патроны для нагана
И карта укреплений
Советской стороны.