Добавить новость
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019Апрель 2019Май 2019Июнь 2019Июль 2019Август 2019Сентябрь 2019Октябрь 2019Ноябрь 2019Декабрь 2019Январь 2020Февраль 2020Март 2020Апрель 2020Май 2020Июнь 2020Июль 2020Август 2020Сентябрь 2020Октябрь 2020Ноябрь 2020Декабрь 2020Январь 2021Февраль 2021Март 2021Апрель 2021Май 2021Июнь 2021Июль 2021Август 2021Сентябрь 2021Октябрь 2021Ноябрь 2021Декабрь 2021Январь 2022Февраль 2022Март 2022Апрель 2022Май 2022Июнь 2022Июль 2022Август 2022
1
2
3
4
56
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

Переформатирование сознания. «Басманный философ» Петр Чаадаев

Танки и каноны

Фейк: на улицах Белгорода анкетируют горожан на вопрос чувства собственной безопасности

Народный хор создают при орловском соборе

В Ахтырском кафедральном соборе Орла создают народный хор

Переформатирование сознания. «Басманный философ» Петр Чаадаев
Портрет П. Я. Чаадаева. Шандор Козина (1808–1873). 1848 г. Государственный Исторический музей, Москва

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.»
Евангелие от Матфея, 11:13

«Прошлое уже нам не подвластно, но будущее зависит от нас.»
П. Я. Чаадаев

Трудная история человечества. «С тех пор, как истину познаёт один человек, и до того, как её примут все остальные, не хватает порой и жизни человеческой» — говорил, как считается, М. И. Кутузов, и был совершенно прав. Сколько людей высказывали вполне здравые идеи, являлись «властителями умов» целого поколения, но проходило время и от них осталось лишь несколько строчек в литературе не для всех. Об иных спорили при жизни и продолжают спорить после их смерти. Одним из таких людей был и наш соотечественник Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856).

Судьба к нему была уже в самом начале более чем благосклонна. Будучи студентом Московского университета, он считался лучшим «танцовщиком» в городе и… владельцем редких книг. Записался в лейб-гвардии Семеновский полк, сражался с Наполеоном и заслужил репутацию храброго офицера. А в Париж вошёл уже в гусарском мундире Ахтырского полка и с крестом Св. Анны на шее – хотелось покрасоваться в гусарском мундире. Вернулся – стал офицером лейб-гвардии Гусарского полка, адъютантом командира гвардейского корпуса, и одновременно о нём заговорили как о «молодом мудреце». А. С. Пушкин был так очарован Чаадаевым, что посвятил ему следующие строки:

Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес,
А здесь он офицер гусарской.

С 1815 года он масон, достигший высоких степеней, любимец петербургского высшего общества, в котором его называют «красавцем», он выходит в отставку совершенно неожиданно, накануне назначения его флигель-адъютантом императора. Вот так – взял и вышел, а потом уехал в Англию, но побывал не только там, но и во Франции, Италии, Германии и Швейцарии. Философ Шеллинг, познакомившись с Чаадаевым, отозвался о нём как об одном из умнейших русских. И останься бы он за границей, все восприняли бы это как должное. Но – нет, вернулся в Россию, попал под розыск по делу декабристов, но, к счастью, без последствий.


Портрет П. Я. Чаадаева. Художник И. Е. Вивьен, 1820‑е годы

Четыре года провёл в деревне под Дмитровом в имении у тётки, где читал книги и писал. И в 1829 году написал «философическое письмо» (в нём он обращается к Е. Д. Пановой), первое из восьми, и, понятно, что оно тут же разошлось «в списках». В нём он высказал очень интересные мысли о тогдашней России, впрочем, вполне современно (в некотором смысле звучащие и сегодня):

«В жизни есть известная сторона, касающаяся не физического, а духовного бытия человека. Не следует ею пренебрегать; для души точно так же существует известный режим, как и для тела; надо уметь ему подчиняться. Это – старая истина, я знаю; но мне думается, что в нашем отечестве она еще очень часто имеет всю ценность новизны. Одна из наиболее печальных черт нашей своеобразной цивилизации заключается в том, что мы еще только открываем истины, давно уже ставшие избитыми в других местах и даже среди народов, во многом далеко отставших от нас. Это происходит оттого, что мы никогда не шли об руку с прочими народами; мы не принадлежим ни к одному из великих семейств человеческого рода; мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, и у нас нет традиций ни того, ни другого. Стоя как бы вне времени, мы не были затронуты всемирным воспитанием человеческого рода.»

И далее:

«...раскинувшись между двух великих делений мира, между Востоком и Западом, опираясь одним локтем на Китай, другим на Германию, мы должны бы были сочетать в себе два великих начала духовной природы — воображение и разум — и объединить в нашей цивилизации историю всего земного шара. Не эту роль предоставило нам провидение. Оказывая нам в своём благодетельном воздействии... оно предоставило нас всецело самим себе, не пожелало ни в чём вмешиваться в наши дела, не пожелало ничему нас научить. Опыт времён для нас не существуют. Века и поколения протекли для нас бесплодно... Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы не внесли в массу человеческих идей ни одной мысли, мы ни в чём не содействовали движению вперёд человеческого разума, а всё, что досталось нам от этого движения, мы исказили...»

Забавно сказано, и во многом очень верно. Более того, всё то же самое сказано у нас и сегодня, только много короче: ну тот знаменитый анекдот про автомат Калашникова, который получается, что бы мы ни пытались собрать.

Обращаясь к нашей истории, Чаадаев опять-таки очень верно заметил довольно странное наше к ней отношение:

«Наши воспоминания не идут далее вчерашнего дня; мы, так сказать, чужды самим себе. Мы так странно движемся во времени, что с каждым нашим шагом вперед прошедший миг исчезает для нас безвозвратно. Это – естественный результат культуры, всецело основанной на заимствовании и подражании. У нас совершенно нет внутреннего развития, естественного прогресса; каждая новая идея бесследно вытесняет старые, потому что она не вытекает из них, а является к нам бог весть откуда. Так как мы воспринимаем всегда лишь готовые идеи, то в нашем мозгу не образуются те неизгладимые борозды, которые последовательное развитие проводит в умах и которые составляют их силу. Мы растем, но не созреваем; движемся вперед, но по кривой линии, то есть по такой, которая не ведет к цели. Мы подобны тем детям, которых не приучили мыслить самостоятельно; в период зрелости у них не оказывается ничего своего; все их знание – все их знание – в их внешнем быте, вся их душа – вне их.»

Кстати, поэтически всё это же самое изобразил А. С. Пушкин в «Евгении Онегине». То есть взгляды этих двух людей во многом совпадали, хотя и были выражены по-разному. Главная же роль России, по мнению Чаадаева, заключается в том:

«…чтобы преподать какой-то великий урок отдаленным потомкам.»

Наконец, летом 1831 г. Чаадаев покончил со своим затворничеством, стал появляться в московском Английском клубе и открыто проповедовать свои взгляды. Сделался желанным гостем московских салонов и гостиных, хозяева которых просто умирали со скуки, а кабинет своего дома на Новой Басманной открыл для всеобщего посещения по понедельникам с часу до четырёх. И к «басманному философу» тут же потянулся петербургский люд: и западники приходили, и славянофилы, и спешили известные иностранцы, словом, трудился Чаадаев над переформатированием сознания сограждан, как и Сократ, не покладая рук!

Первое «Философическое письмо» было опубликовано в печати в 1836 году в журнале «Телескоп» и вызвало в обоих столицах бурю эмоций. Его обсуждали, критиковали, им восхищались, а правительство усмотрело в нём для себя угрозу: запретило дальнейшие публикации, а весь тираж журнала конфисковало. Николай I прочитал его в журнале «Телескоп» и написал «резолюцию»:

«Прочитав статью, нахожу, что содержание оной – смесь дерзкой бессмыслицы, достойной умалишенного.»

Тут же стали говорить, что он сумасшедший (причём объявил ему об этом… полицмейстер, с запрещением писать и печататься), в деда, мол, пошёл, у которого было психическое расстройство. Словом, с ним случилось всё то же самое, что и с Чацким, известным грибоедовским героем из «Горя от ума». Ну а министр просвещения С. С. Уваров лично предписал запрещение публиковать любые печатные отзывы на первое «Философическое письмо», как если бы его и не было.

И тут всё в том же 1836 году Чаадаев вдруг пересмотрел свои взгляды. Он, как и раньше, считал, что прошлое России ничего ей не дало, но зато… ей может именно вследствие этого всё дать будущее! Глядя со стороны на чужие ошибки, Россия сможет на них учиться и брать из западных идей всё самое лучшее. И вот что он написал в своём новом сочинении «Апология сумасшедшего»:

«Мы пойдём вперёд, и пойдём скорее других, потому что пришли позднее их, потому что мы имеем весь их опыт и весь труд веков, предшествовавших нам.»

По его мнению, задача России понять своё предназначение на земле, а поняв:

«решить большую часть проблем социального порядка, завершить большую часть идей, возникших в старых обществах, ответить на важнейшие вопросы, которые занимают человечество...»

Всё это он писал, и все эти его мудрые мысли наполняли российское общество, давали ему пищу для размышлений, будоражили воображение. Но сам он жил и дальше обычной жизнью человека своего круга. Ходил в Английский клуб, обедал в ресторане Шевалье, посещал салоны. Время от времени позволял себе «быть не как все». Так, все единодушно осудили гоголевскую книгу «Выбранные места из переписки с друзьями», а он выступил в её поддержку. Торжества в честь возвращения в Москву защитников Севастополя проигнорировал и не выказывал энтузиазма по поводу «оттепели» эпохи Александра II. А незадолго до смерти Чаадаев и вовсе объявил, что задумал сочинение,

«в котором докажет необходимость сохранения в России крепостного права.»

Такой вот он был непредсказуемый человек и мыслитель.
Автор:
Вячеслав Шпаковский

Комментарии

Комментарии для сайта Cackle

Читайте также

В тренде на этой неделе

Фейк: на улицах Белгорода анкетируют горожан на вопрос чувства собственной безопасности

Фейк: ДОСААФ опрашивает белгородцев, чувствуют ли они себя безопасно

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я