Добавить новость
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014Сентябрь 2014Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014Январь 2015Февраль 2015Март 2015Апрель 2015Май 2015Июнь 2015Июль 2015Август 2015Сентябрь 2015Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016Июль 2016Август 2016Сентябрь 2016Октябрь 2016Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019Февраль 2019Март 2019Апрель 2019Май 2019Июнь 2019Июль 2019Август 2019Сентябрь 2019Октябрь 2019Ноябрь 2019Декабрь 2019Январь 2020Февраль 2020Март 2020Апрель 2020Май 2020Июнь 2020Июль 2020Август 2020Сентябрь 2020Октябрь 2020Ноябрь 2020Декабрь 2020
12345
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

Знаменитые картины Михаила Врубеля, созданные за шаг от безумия

Недавно мы познакомились с историей жизни Врубеля, а сегодня посмотрим его картины, которые были созданы за шаг от безумия.Михаил Врубель. Царевна-Лебедь, 1900 г. 

В этом лице, глазах в пол-лица, повороте головы — та же демоническая тоска? Не унес ли Демон, вопреки Лермонтову, Тамару в свой безрадостный мир? Не превратил ли в Царевну-Лебедь? Эта «инаковость» сделала «Царевну-Лебедь» любимой картиной Александра Блока, но не остальной публики — она тоже подверглась ожесточенной критике.

Картины Михаила Врубеля, первого русского художника-символиста конца ХІХ в., сложно не узнать: его творческая манера настолько самобытна, что его работы невозможно перепутать с другими. Центральный образ, к которому он обращался на протяжении почти всей жизни, – это образ лермонтовского Демона. Еще при жизни о художнике ходило много слухов – о том, например, что он продал душу дьяволу, и тот открыл ему свое истинное лицо. Увиденное привело к слепоте и помешательству, и последние годы жизни художник провел в клинике для душевнобольных. Что же тут правда, а что – вымысел?Михаил Врубель. Демон (сидящий), 1890 г.Михаил Врубель. Демон (сидящий), 1890 г.

Образ Демона действительно не давал художнику покоя. В Одессе он впервые начинает работать над образом Демона сидящего. Серов вспоминал, что видел поясное изображение Демона на фоне гор: «...в опрокинутом виде снимок представлял удивительно сложный узор, похожий на угасший кратер или пейзаж на луне». Картина создавалась лишь двумя масляными красками: белилами и сажей. Врубелю не было равных в передаче оттенков белого цвета.
Отцу Михаила Александровича работа не понравилась:
«Демон этот показался мне злою, чувственною... отталкивающею... пожилою женщиной».
Художник уничтожил этот вариант, но вернулся к теме Демона позже, в Москве. В 1891 году Врубелю предложили сделать иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова, издаваемому фирмой Кушнерева. Конечно же, он начал с «Демона»! Художник рисовал его бесконечно, сделав множество набросков. Часть рисунков так и не попала в книгу – современники не смогли оценить по заслугам талант художника. Его обвиняли в безграмотности и неумении рисовать, в непонимании Лермонтова, а творческую манеру презрительно называли «гениальничаньем». Только спустя десятилетия после смерти Врубеля искусствоведы сошлись во мнении, что это лучшие иллюстрации к лермонтовской поэме, тонко передающие саму суть персонажа.
Демон Врубеля особенный. И дело не только в отсутствии красных злобных глаз и хвоста. 
Перед нами нефилим, падший ангел. Он огромного роста, поэтому не умещается даже в рамки картины. 
Его сцепленные пальцы и опущенные плечи говорят о сложных эмоциях. Ему наскучило творить зло. Он не замечает красоты вокруг себя, так как ничто его не радует.
Он силён, но силу эту некуда девать. Очень необычно положение могучего тела, которое замерло под гнетом душевного смятения.
Обратите внимание: Демон Врубеля имеет необычное лицо. Огромные глаза, длинные волосы, пухлые губы. Несмотря на мускулистое тело, проскальзывает в нем что-то женственное. 
Сам Врубель говорил, что он намеренно создаёт андрогинный образ. Ведь темным может быть и мужской, и женский дух. А значит его изображение должно сочетать в себе черты обоих полов. У Врубеля хоть и просматривается трёхцветка: синий — жёлтый — красный, — но оттенки необычны. Поэтому ничего удивительного, что в конце XIX века такой живописи не понимали. «Демона» Врубеля называли грубым, топорным.
А вот в начале XX века, в эпоху модерна, Врубеля уже боготворили. Такая неординарность цветов и форм только приветствовалась. И публике художник стал очень близким. 

Михаил Врубель. Голова Демона, 1891 г.
Михаил Врубель. Голова Демона, 1891 г.Михаил Александрович Врубель. Демон (рисунок 2).

Врубель посвятил Демону несколько картин, и у всех персонажей – огромные, переполненные тоской, глаза. Увидев их, невозможно представить лермонтовского Демона другим. Врубель писал: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный и величавый». Именно таким мы видим его на картине «Демон (сидящий)». Скрытой силы и мощи в нем столько же, сколько скорби и обреченности.
Михаил Врубель. Голова Демона на фоне гор, 1890 г.
Михаил Врубель. Голова Демона на фоне гор, 1890 г.Михаил Александрович Врубель. Демон летящий.Михаил Александрович Врубель. Летящий Демон.
И дик и чуден был вокруг
Весь божий мир; но гордый дух
Презрительным окинул оком
Творенье Бога своего,
И на челе его высоком
Не отразилось ничего,Демон у монастря.

Поныне возле кельи той
Насквозь прожженный виден камень
Слезою жаркою, как пламень,
Нечеловеческой слезой!..

Публика оказалась не готова встретиться лицом к лицу с таким Демоном: после выхода книги иллюстрации Врубеля подверглись жесткой критике за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость».

В понимании Врубеля, Демон – это не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески означает просто «рогатый», «дьявол» – «клеветник», а «демон» означает «душа». Это очень роднит его с лермонтовской трактовкой: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь – ни мрак, ни свет!».
Михаил Врубель. Тамара и Демон, 1891 г.
Михаил Врубель. Тамара и Демон, 1891 г.Михаил Александрович Врубель. Тамара в гробу
Ни одному иллюстратору не удалось воплотить с такой силой мятущуюся безысходность, тоску и ожесточенность этого неземного существа.
Врубель объяснял, что его Демона не надо путать с традиционным чертом, демоны — это «мифические существа, посланники... Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный... величавый».
Демоны, ангелы, серафимы для художника — божественные сущности, наделенные величием. На его картинах они восстают во весь свой огромный рост, возвещая о мире ином.Михаил Александрович Врубель. Демон.

«Демон (сидящий)» – самая известная работа Врубеля. Однако кроме нее, есть еще несколько полотен на ту же тему. И написаны они были в то время, когда художника начала одолевать болезнь. Первые признаки психического расстройства проявились в то время, когда Врубель работал над «Демоном поверженным», в 1902 г. А в 1903 г. случилась трагедия – умер его сын, что окончательно подорвало душевное здоровье художника.
Михаил Врубель. Демон поверженный и демон сидящий. Эскизы. Спустя 10 лет после «Демона сидящего» Врубель создал «Демона поверженного». И так получилось, что по окончании этой работы художник попал в психиатрическую клинику.
Поэтому считается, что «Демон» одолел Врубеля, свёл его с ума. Ему был интересен этот образ, и он прорабатывал его. Это обычное дело для художника — возвращаться к одному образу несколько раз. 

Михаил Врубель. Демон поверженный и демон сидящий. Эскизы.
В 1898 году Врубель, спустя десятилетие, возвращается к лермонтовскому «Демону» (сам Лермонтов до конца жизни переделывал своего «Демона», сохранилось девять его редакций): он колеблется между сюжетами «Демон летящий» и «Демон поверженный».

Михаил Врубель. Демон летящий, 1899 г. (вверху) Демон поверженный, 1902 г. (внизу)

В 1900 году к художнику приходит признание: на Всемирной выставке в Париже ему присудили золотую медаль за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович».

«Летящий Демон» остается незавершенным. Над «Демоном поверженным» он работает неистово, без передышки, без конца переделывая...
Дальше — диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» и психиатрическая лечебница.

«Дорогая моя женщина, чудесная женщина, спаси меня от моих демонов...», — пишет Врубель своей жене, находясь в больнице.

У этого поверженного, изломанного Демона — пустые остекленевшие глаза, оперение когда-то мощных крыльев обратилось в декоративные павлиньи перья.

С тех пор и до самой смерти в 1910 г. Врубель живет в клиниках, а в краткие моменты просветлений создает выдающиеся произведения, от которых веет чем-то потусторонним. Возможно, это и дало повод современникам утверждать, что художник продал душу дьяволу и поплатился за это собственным здоровьем.
Михаил Врубель. Шестикрылый серафим, 1904 г.
Михаил Врубель. Шестикрылый серафим Азраил – ангела смерти.1904 г.Михаил Александрович Врубель. Демон и ангел "в одном флаконе".

Никто не знает, какие видения посещали Врубеля в конце жизни, и было ли это на самом деле мистическим откровением потусторонних сил – но это действительно свело его с ума. А в глазах демонов на его картинах написано больше, чем можно объяснить словами.
Михаил Врубель. Демон поверженный. Эскиз.
Михаил Врубель. Демон поверженный. Эскиз.

Быть может, Александр Блок был единственным, кто при жизни полностью принял врубелевский мир:
«Возвращаясь в своих созданиях постоянно к „Демону“, он лишь выдавал тайну своей миссии. Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением... Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».

Нам — через столетие — кажется, что Демон другим и не может быть. Он нас тревожит и потрясает...

В начале 90-х годов XIX века он заразился сифилисом. Тогда антибиотиков не было, и возбудитель болезни — бледная трепонема — сделала своё дело. 
Через 10—15 лет после инфицирования у больных поражается центральная нервная система. Раздражительность, потеря памяти, а затем бред и галлюцинации. Еще атрофируются зрительные нервы. Все это в конечном счете и случилось с Врубелем. 
Он умер в 1910 году. До изобретения пенициллина оставалось ещё долгих 18 лет.


Комментарии

Комментарии для сайта Cackle


Читайте также

В тренде на этой неделе

Маэстро Юрий Башмет: «Нужны талантливые мамы!»

«Южное сияние» в разгар затишья

Кто такая Одесса Янг и почему мы в нее влюблены?

День в истории… Что важного случилось в мире 3 декабря

Загрузка...


Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.

News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.