Добавить новость
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014Сентябрь 2014Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014Январь 2015Февраль 2015Март 2015Апрель 2015Май 2015Июнь 2015Июль 2015Август 2015Сентябрь 2015Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016Июль 2016Август 2016Сентябрь 2016Октябрь 2016Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019Февраль 2019Март 2019Апрель 2019Май 2019Июнь 2019Июль 2019Август 2019Сентябрь 2019Октябрь 2019Ноябрь 2019Декабрь 2019Январь 2020Февраль 2020Март 2020Апрель 2020Май 2020Июнь 2020Июль 2020Август 2020Сентябрь 2020Октябрь 2020Ноябрь 2020

Поиск города

Ничего не найдено

Тиара Сайтаферна: как русские евреи провернули крупную аферу

045
Тиара Сайтаферна: как русские евреи провернули крупную аферу
Это уникальное ювелирное изделие из золота вызвало громкий скандал во Франции. Одновременно оно потрясло всё научное и музейное сообщество Европы. В неожиданно вспыхнувшие разборки оказалась втянута и Россия, так как именно здесь была задумана и блестяще провернута одна из самых громких афёр на рубеже XIX-XX веков. И закономерно, что случилось это на юге Российской империи. 19 век — время романтиков и авантюристов, блестящих молодых генералов и успешных предпринимателей, выдающихся учёных и первых фанатиков-революционеров. Одновременно он стал и веком грабителей исторического наследия и связанных с ними авантюристов. Случилось это по двум причинам. Век кладоискателей и авантюр Вернувшиеся в Россию после наполеоновских войн офицеры привезли с собой модный в Европе интерес к классическим древностям. На юге империи, где сохранилось немало античных городов и поселений, начались их раскопки и появились первые в стране научные общества и археологические музеи. Среди аристократии стало модным собирать классические древности и иметь частные собрания. А спрос всегда рождает предложение. На первом этапе коллекции привозили из Европы. Но открытие курганного золота вызвало невиданный доселе бум, который тяжёлым колесом прокатился по всей стране. Стихийное кладоискательство приобрело столь широкие масштабы, что правительство вынуждено было издать ряд специальных постановлений, за нарушение которых была предусмотрена различная ответственность, вплоть до смертной казни. Подавляющее большинство кладов, найденных в XIX веке, было расхищено случайными находчиками — преимущественно крестьянами и рабочими-землекопами. Обнаруженные находки предлагали богатым коллекционерам и даже музеям. Этот незаконный рынок процветал и не мог не привлечь внимание авантюристов. За относительно короткий срок на юге России появилось множество дельцов, изготовлявших и торговавших поддельными древностями. Одними из них были братья Шепсель и Лейба Гохманы, лавки которых находились в Одессе и Очакове — городе, вблизи которого велись раскопки древней Ольвии. Эти купцы третьей гильдии начали свою незаконную деятельность с подделки мраморных плит, но затем переключились на более прибыльные изделия из драгоценных металлов. Предполагается, что им удалось продать в московский музей серию серебряных сосудов, а археологический музей в Одессе приобрёл их маску божества. Но прославились они совсем не этим. Рождение легенды Именно братьям Гохманам принадлежит идея создания тиары Сайтафарна (Сайтаферна) — скифского царя, которому греческий город-колония Ольвия в III веке до нашей эры несколько раз выплачивала дань. К делу подошли основательно. На основании ольвийских декретов была придумана легенда: якобы эта тиара была изготовлена греческими ювелирами, и её преподнесли вместе с другими дарами воинственному соседу. А найдена она якобы была при раскопках кургана царя и его жены. Для достоверности на тиару нанесли вмятину, будто от удара мечом. Собственно говоря, они придумали не тиару-диадему, а, скорее, куполообразный шлем высотой 17, 5 см, диаметром 18 см и весом в 486 граммов. Он был целиком отчеканен из тонкой золотой полосы и разделён на несколько горизонтальных поясов. Все они, кроме центрального, — орнаментальные. На центральном фризе изображены четыре сцены из гомеровского эпоса, а на других — охота скифского царя на крылатого зверя, фигурки конных скифов, быков, лошадей и овец. Тиару украшало навершие в виде свернувшейся клубком и поднявшей голову змеи. Для достоверности между вторым и третьим поясами на древнегреческом языке нанесли надпись: «Царя великого и непобедимого Сайтоферна. Совет и народ ольвиополитов». Тиара была изумительно тонко выполнена и на первый взгляд соответствовала всем традициям античного искусства. Но появилась она лишь благодаря замыслу Гохманов. Именно они нашли умельца-ювелира из маленького белорусского городка Мозырь, и в 1895 году заказали ему изготовление раритета. Звали мастера Израиль Рухомовский. Этот никому не известный самородок никогда не учился живописи и не изучал историю античного искусства. Но ему хватило восьми месяцев и нескольких монографий и альбомов по древнегреческой культуре, чтобы выполнить поступивший заказ. Следует отметить, что Рухомовский не был мошенником, и его использовали вслепую — якобы он готовит подарок одному известному харьковскому профессору. За свою работу он получил 1800 рублей. Видимо, не случайно в 1895 году в одной из венских газет появилась краткая заметка о том, что крымские крестьяне сделали необычайное открытие, но спасаются бегством, опасаясь, что правительство конфискует их находку. А уже в начале 1896 года Гохманы вывезли готовую тиару в Европу. Сначала она была предложена Лондонскому музею, но британцы, зная о царящих на юге России нравах, даже не стали встречаться с продавцами. Затем находку попытались продать венскому Императорскому музею, эксперты которого подтвердили её подлинность. Однако у музея не нашлось нужной суммы, так как воодушевлённые заключением научных светил Гохманы запросили за тиару слишком много. Чем больше подтверждений в подлинности тиары получали торговцы, тем выше они задирали цену. В результате в 1896 году парижский Лувр купил её за 200 тысяч франков (около 50 тысяч рублей) — баснословную по тем временам сумму! Показательно, что её помогли собрать меценаты, поскольку на выделение государственных средств требовалось специальное разрешение парламента Франции. Тиару с помпой выставили в зале античного искусства. Однако вскоре зазвучали голоса скептиков. Разоблачение и скандал Первыми свои сомнения высказали российские археологи, но во Франции их проигнорировали. Но когда находкой заинтересовался знаменитый немецкий археолог и историк античного искусства Адольф Фуртвенглер, к его мнению прислушались. Адольф Фуртвенглер Маститый учёный тщательно изучил тиару и пришёл к однозначному выводу: её создатель не сумел точно передать античную пластику и допустил большую ошибку, выгравировав богов ветров (Борея, Нота, Зефира и Евра) детьми, тогда как они всегда изображались взрослыми атлетами. Также он нашёл, откуда были скопированы мотивы: это оказались вазы из Южной Италии, изделия из Керчи, ожерелье из Тамани и даже некоторые находки из Лувра. Однако научные публикации долгое время оставались уделом лишь узкой научной общественности. Но спустя семь лет скульптор с Монмартра, некий Родольф Элина, заявил, что именно он изготовил тиару. В тот момент он уже находился под следствием за подделку картин, но отрицал все обвинения. Однако зачем-то приписал себе создание «скифской тиары», назвав её «короной Семирамиды». Газеты радостно раздули скандал, и Лувр уже не мог игнорировать происхождение столь дорогого приобретения. После заявления Элины музей всего лишь за три дня посетило более 30 тысяч парижан. В ответ в газете Le Matin появилось письмо эмигранта из Одессы Лившица, который утверждал, что тиара была сработана его другом Рухомовским. Лувр не поверил Лившицу, однако под давлением общественности тиару убрали из экспозиции, а правительство создало специальную комиссию для расследования дела. В свою очередь, газета Le Figaro сделала запрос в Одессу и получила однозначное утверждение Рухомовского, что именно он является автором тиары и для доказательства этого он готов приехать в Париж. В результате французы оплатили дорогу, и вскоре ювелир появился в Париже. С собой он привёз рисунки, фотографии и формы тиары собственной работы. Кроме того, он назвал состав сплава и соглашался по памяти повторить любой фрагмент изделия, что и сделал в присутствии свидетелей в 1903 году. В вопросе о подлинности находки была поставлена точка! «Тиара Сайтафарна» перекочевала из античного в зал современного искусства Лувра, а директор французских национальных музеев из-за скандала был вынужден оставить свою должность. В 1903 году во Франции по следам скандала с «Тиарой из Одессы» даже выпускали шуточные почтовые открытки Показательно, что самого Рухомовского не привлекли к ответственности, так как он изготовил тиару в качестве подарка и не продавал её в Лувр. Более того, за уникальную работу его наградили золотой медалью «Салона декоративных искусств». Дальнейшая его судьба сложилась вполне благополучно. В 1909 году Рухомовский с семьёй эмигрировал во Францию, где создал множество уникальных ювелирных произведений для барона Ротшильда. Но память о нём решили сохранить в Одессе и Очакове, где на домах, в которых он работал, были установлены мемориальные доски.


Комментарии

Комментарии для сайта Cackle


Читайте также

В тренде на этой неделе

Против украинского экс-депутата Маркова возбудили дело о хранении оружия

15-й сезон Odessa Fashion Week – digital-покази та diversity-моделi

Наши в Голливуде: Вупи Голдберг, Леонардо Ди Каприо и другие звезды со славянскими корнями

Можно порадоваться: погода в Одессе в четверг, прогноз

Загрузка...


Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.

News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.