Декабрь 2010
Январь 2011
Февраль 2011
Март 2011
Апрель 2011
Май 2011
Июнь 2011
Июль 2011
Август 2011
Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020
Декабрь 2020
Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021
Апрель 2021
Май 2021 Июнь 2021
Июль 2021
Август 2021
Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

Денис Мацуев: «Каждый концерт должен быть как последний»

0 732
Денис Мацуев: «Каждый концерт должен быть как последний»

Пятый матч 1/4 плей-офф КХЛ «Металлург» - «Спартак»: прогнозы, состав и где посмотреть

В Николаеве из бюджета выделят еще 50 миллионов для ТЦК, ТрО и Сил обороны

Музеи-усадьбы Псковской области попали в новый путеводитель

От «водной реформы» до обучения языку

В Великом Новгороде проходит Первый Международный юношеский конкурс пианистов им. Сергея Рахманинова. Приурочен он к 150-летию великого композитора и пианиста. На конкурс было подано 120 заявок из 8 стран. Максимальное количество — из России и Китая. С разговора о том, не станет ли Китай и в музыке, как уже стал в экономике, «впереди планеты всей», мы и начали беседу с пианистом Денисом Мацуевым, худруком и председателем жюри конкурса.

Где рождаются самородки

Юлия Шигарева, aif.ru: — Денис, среди участников Рахманиновского конкурса, жюри которого вы возглавляете, много музыкантов из Китая. Уже не первый год слышу мнения о том, что китайские музыканты и артисты балета вот-вот вытеснят наших с ведущих мест. Эта угроза реальна?

Денис Мацуев: — Угрозой для нас я бы это не назвал. Скорее, это в хорошем смысле слова конкуренция, которая талантливых людей должна вдохновлять и подстёгивать. Они скопировали советскую систему музыкального образования — мы же помним времена, когда пианино стояло чуть ли не в каждой семье. В культуру, как и в спорт, в Китае вкладываются на государственном уровне. И отдачу имеют соответствующую — поколение за поколением там появляются выдающиеся музыканты. Лет семь-восемь назад в Китае уже было под 70 миллионов пианистов.

Я человек не завистливый, но после каждой поездки туда меня всё-таки берет белая зависть, потому что там чуть ли не в каждой деревне (деревне по китайским меркам) выстроен высокотехнологичный концертный комплекс, больше похожий на космический шаттл: залы для классической музыки, для балета, для сольных выступлений, для камерных концертов, для джаза и т. д. И везде гениальная акустика. И афиша, сравнимая с лучшими залами мира. И публика уже воспитанная. Я же прекрасно помню одну из первых моих поездок в Китай в 90-е годы, когда они разговаривали по мобильным в зале громче, чем я играл на сцене. И были очень недовольны, когда я форсировал звук.

Но, повторю, это не угроза — это пример для подражания. К тому же талант, особенно большой талант, вообще не имеет национальности. И мы помним случаи, когда первые места завоевывали конкурсанты из стран, где нет никакой системы музыкального образования, но где тем не менее появляются самородки. В 2015 г. на конкурсе Чайковского, к примеру, гран-при взял монгольский певец.

— А у нас самородки появляются?

— Да, если мы говорим про наш цех — пианистов. Музыканты, которые заявляют о себе на фестивалях «Новые имена», «Крещендо», «Гран пьяно», на конкурсе Рахманинова или конкурсе Чайковского — это основа нынешней филармонической афиши в России. Новоиспеченных лауреатов прошлогоднего конкурса им. Рахманинова расхватали, как пирожки.

— Но я из всех новых звезд разве что Ивана Бессонова могу сразу вспомнить, который несколько лет назад победил на «классическом Евровидении».

— А я бесконечно могу называть фамилии: Иван Бессонов, Александр Ключко, Арсений Тарасевич-Николаев, Ева Геворкян, Елисей Мысин, который прославился в 4 года и сейчас много выступает. Саша Малафеев — он делает головокружительную карьеру в мире, и каждый его концерт становится сенсацией. Варвара Кутузова...

— Все, хватит!

— Вот! (смеётся). Эти ребята выросли в настоящих глубоких музыкантов. И ещё будут расти — это не случай вундеркиндов, которые блистают в детстве, а потом растворяются где-то за горизонтом... Хотя такие примеры тоже были. Так что команда из 30-40 человек — это наша реальная гордость и достояние. Чего нельзя сказать о скрипачах и виолончелистах, к сожалению. У струнников совсем не такая ситуация. У духовиков не такая ситуация, хотя получше стало. Но проблемы нашего музыкального образования, особенно в регионах — отдельный разговор. Я за последние годы объездил больше 40 регионов, поэтому знаю, о чем говорю.

Глаза в глаза

— Раз уж речь зашла о регионах... Публика там, в суровых российских реалиях, отличается от московской?

— Я не разделяю регионы и Москву. Наоборот, для меня гастроли по России — приоритет. Я же еще до победы на конкурсе Чайковского начал колесить по стране — в плацкартных вагонах, иногда — без гонорара, и такое было. Но я понимал, что там в залах — мой самый главный критик. Сколько бы ни выступал в Перми, Челябинске, Иркутске, Новосибирске, каждый выход на сцену — как экзамен. Всегда говорю молодым: если будете делить концерты на серьезные и несерьезные, тогда грош вам цена. Каждый концерт должен быть как последний.

— Самые необычные места, в каких приходилось играть, помните?

— На КАМАЗе, прямо в цеху. В честь 45-летия первого выпуска КАМАЗа. Тогда на час остановили конвейер. В цехе сидели и ветераны, которые начинали строительство этого завода, и молодежь. Там, кстати, замечательная акустика! И атмосфера была непередаваемая. Ты, выходя на сцену, мгновенно понимаешь, происходит ли «химия» в зале. Чувствуешь, что тишина, которая устанавливается, — она понимающая.

Для меня не бывает публики искушенной и неискушённой — она вся любимая. И концерты иногда делаю в больших залах — в «Крокусе» или Кремлевском дворце — как раз для того, чтобы максимально охватить аудиторию. Чтобы люди, сходив туда, потом покупали абонементы в консерваторию или филармонию. А какие глаза у людей, особенно в регионах! Я же не вижу лиц, когда играю. Но когда общаюсь с ними после концерта, когда мне дарят цветы — у кого-то слезы, у кого-то улыбка, у кого-то почтение. Для меня это самый трогательный момент. А в последнее время кричат: «Спасибо, что вы с нами!».

— Поклонницы на ваших концертах правда очень трепетные, смотрят на вас влюбленными глазами. А у подъезда дежурят? В трубку телефонную дышат?

— У нас общение по-доброму происходит. До пандемии ковида я делал так называемые «автограф-сессии», которые продолжались как третье или четвертое отделение концерта. Когда можно не только на программке расписаться, но и пообщаться немного, в глаза посмотреть. Ты же по глазам очень много понимаешь. А поклонницы... Да, они разные бывают. Как-то в артистической после концерта в Большом зале консерватории собралось достаточно много представительниц женского пола. И одна из них спросила: «Можете расписаться?» Я говорю: «Конечно! Где?». «На мне!», — отвечает она и поднимает футболку. Я, не дрогнув ни единым мускулом, расписался. Чем вызвал обморок у представительниц старшего поколения (смеётся).

— Вы говорите про то, что уже в юности колесили по стране. А у музыканта дом где — в самолете, в поезде, в гостинице?

— Слово «дом» — важнейшее для меня. Лето 1991-го. Мне нужно уезжать из Иркутска в Москву учиться в Центральной музыкальной школе. До сих пор помню, каким был закат в вечер накануне моего отъезда. Как меня трясло от одной только мысли, что завтра этого уже не будет. Я ни в какую не хотел уезжать. Потому что для меня здесь все было родное — каждый дом, каждая улица в Иркутске, запах моего Байкала, омуля, мои друзья, мой двор... Я хотел сбежать из аэропорта, выкинуть билет со словами «я никуда не поеду». Какие скандалы у меня с родителями были! Они же меня чем взяли? Тем, что я смогу вживую, на стадионе, а не по телевизору, смотреть матчи своего любимого «Спартака». И до сих пор, когда приезжаю в Иркутск со своими фестивалями или с концертами, я вспоминаю тот заход солнца. И понимаю, что не хочу никуда отсюда уезжать. Это страшная сила притяжения родины. Я не представляю себя вне моего дома. Не могу не побывать там хотя бы два раза в году. Потому что это моя батарейка. Я подзаряжаюсь, когда ныряю в Байкал. А теперь еще и звезд, которые приезжают на мой фестиваль, на это дело подсадил: они приезжают на фестиваль в Иркутск не только чтобы поиграть, пообщаться, но и нырнуть в Байкал. И если этой подпитки не будет — не будет и меня.


Читайте также

В тренде на этой неделе

От «водной реформы» до обучения языку

К космических результатам – вместе с космонавтами!

«Якуты крепки и бесстрашны». Водитель из Якутии показывает в ютубе перевозку грузов на микроавтобусах Toyota HiAce — и набирает сотни тысяч просмотров

Это испытание сделало нас сильнее

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я