Добавить новость
Декабрь 2010
Январь 2011
Февраль 2011
Март 2011
Апрель 2011
Май 2011
Июнь 2011
Июль 2011
Август 2011
Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019Апрель 2019Май 2019Июнь 2019Июль 2019Август 2019Сентябрь 2019Октябрь 2019Ноябрь 2019Декабрь 2019Январь 2020Февраль 2020Март 2020Апрель 2020Май 2020Июнь 2020Июль 2020Август 2020Сентябрь 2020Октябрь 2020Ноябрь 2020
Декабрь 2020
Январь 2021Февраль 2021Март 2021
Апрель 2021
Май 2021Июнь 2021
Июль 2021
Август 2021
Сентябрь 2021
Октябрь 2021Ноябрь 2021Декабрь 2021Январь 2022Февраль 2022Март 2022Апрель 2022Май 2022Июнь 2022Июль 2022Август 2022
1234567891011
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

Максим Грек — московский пророк и невинный страдалец

Максим Грек — московский пророк и невинный страдалец

Эксперимент на отлично: в Якутии подводят итоги работы самолёта-зондировщика

Путешествуя по регионам России. В Москве завершился туристический форум

Друзья, как всегда, поддержат эстафету

В КуZбассе определили лучших специалистов службы занятости

Преподобный Максим Грек приехал в Москву переводить греческие книги, но в памяти людей остался не как переводчик Толковой Псалтири, творений святых отцов и даже не как справщик богослужебных книг. Его помнят как невинного страдальца, больше 25 лет пробывшего в заключении, обличителя язв русского общества. Учителя, наставника, можно сказать, пророка.

...Четыре мучительных века с тоской мы глядим на Афон,

Максима, ученого грека, мы просим приехать, а он,

пока мы в его переводе читаем Псалтирь по нему,

все едет по русской равнине в тверские пределы, в тюрьму.

Его уже века четыре мы как преподобного чтим -

под вьюгу, под чтенье Псалтири, и сосны бушуют над ним.

Олеся Николаева, "Судьба иностранца в России..."


Преподобный Максим Грек приехал в Москву в 1518 году переводить греческие книги. Но в истории и в памяти людей он остался не как переводчик Толковой Псалтири, творений святых отцов и даже не как справщик богослужебных книг (что особенно вспоминали на "суде" над преподобным), а как невинный страдалец, больше 25 лет пробывший в заключении, обличитель язв русского общества. Учитель, наставник, можно сказать, пророк. Москвичи спрашивали Максима буквально обо всем. И он говорил и писал, вразумлял и наставлял о том, чем плоха астрология и почему на крестах церквей делают украшение в форме месяца, как определить истинного философа и в чем неправда мусульман и католиков.

Жизненный путь Максима Грека был очень необычен. Родился он в Арте (современная Албания), молодость провел в Италии, получил блестящее образование, лично знал Пико делла Мирандолла, Фичино, был под большим влиянием Савонаролы, после смерти которого принял постриг в доминиканском монастыре, но потом оставил католичество, уехал на Афон и около 10 лет подвизался в Ватопедском монастыре, откуда и был направлен в Москву, переводчиком. Замечательно, что к тому моменту ни русского, ни славянского он не знал: "Надеемся же, яко и русскому языку вборзе навыкнет", - этими словами напутствовало Максима афонское начальство.

По приезде, он попал в самый центр церковно-политической жизни. Еще не очень-то владея разговорным русским и уж, конечно, не разбираясь в тонкостях политической ситуации, ему приходилось отвечать на самые "горячие" вопросы московских интеллигентов… И он отвечал искренне, без дипломатичных умолчаний, как думал. Особенно доставалось от Максима монастырям с тогдашней вотчинной экономикой, зависимыми крестьянами, торговлей. Горячо выступал он также против суеверий и обрядоверия, к которому как-то очень склонялись русские христиане.

Если пытаться встроить все в общие схемы, то надо сказать, что Максим Грек "примкнул" к "партии" нестяжателей (в их противостоянии осифлянам). Проясняет ли это что-то? Возможно. Появление знакомых ярлычков (нестяжатели, осифляне) помогает вспомнить контекст, но с другой стороны, затемняет восприятие и мешает объективности - уж очень много личных пристрастий внесено в оценку "богословских споров" рубежа XV-XVI веков. Поэтому предлагаю забыть все выше сказанное, а также все, что вы знали про Максима Грека и его эпоху, и послушать самого преподобного. Его слова говорят сами за себя.

Слово 15. "Как бы от лица Пресвятой Богородицы к лихоимцам, развратникам и делателям всякого зла, которые всякими канонами и различными пениями надеются благоугодить Ей"

О, творение премудрого Бога! часто певаемое Мне тобою "радуйся", тогда будет Мне благоприятно, когда увижу, что ты делом исполняешь заповеди Родившегося от Меня, - что ты отстал от всякого, вообще, зла, от блуда и лжи, гордости и лести, и от неправедного похищения чужих мнений. А пока ты пребываешь в этих делах и ими услаждаешься, пока двойными процентами с радостию пьешь кровь живущих в бедности и бесчисленными принудительными трудами высасываешь у них мозги, - до тех пор ты для Меня ничем не отличаешься от иноплеменника - скифа и христоубийц, хотя и хвалишься крещением. Я нисколько не внемлю тебе, хотя бы ты бесчисленные каноны и стихиры воспевал Мне приятным голосом. Милости, говорит Господь, хощу, а не жертвы, и уведения Божия, а не всесожжений (Осии 6, 6). Ты же, как свиния, предаваясь ненасытно всякому студодеянию, и, как хищный волк, похищая чужие имения и обижая бедных вдовиц, изобилуя же во всем и будучи преисполнен беззаконных дел, как христоненавистный татарин, занимаясь играми и упиваясь, играя всегда в гусли и услаждая себя пением скверных и блудных песен, окончательно изгнав из души своей страх Божий, - думаешь ли ты благоугодить Мне множеством канонов и стихир, воспевая их высоким воплем? Не слышишь ли проповедника, который ясно говорит, что творящие таковое наследуют не царство Божие, а скорее те горькие вечные муки, которые под землею? Не обманывай же себя! Но если желаешь избавиться мучений и наследовать царство Божие вместе со всеми праведными, то отстань решительно от всяких своих беззаконных злых дел и от всей души возлюби противоположные им добродетели, насади в мысль свою страх Божий, любовь и желание небесных благ. Ибо иначе нет возможности ни избавиться мучений, ни благоугодить страшному Судии. Если же этих Моих советов не послушаешь, о безумный, но будешь продолжать держаться своего беззаконного нрава, то познаешь свое безумие тогда, когда будешь связан по рукам и по ногам кандалами, как не имеющий одежды, приличной духовного брака, и будешь ввержен в преисподния бесконечные огненные мучения; когда вместе с негодными рыбами будешь выброшен, как воспитавшийся не в чистых струях благоверия, а в мутных болотах греховных и ожиревший блудом, почитая для себя жизнью - наслаждение похотью; когда услышишь оное изречение: аминь глаголю вам, не знаю вас, исчезните от Меня делатели беззакония; когда затворится тебе мысленный чертог за то, что не приял ты в сосуд свой елея, но, будучи побежден сребролюбием, никогда не переставал без надобности всех обижать и возненавидел убогих. Тогда-то, о несмысленный, тогда познаешь достоверно, и будешь напрасно и бесполезно плакать, когда вполне поймешь, что неложны те обетования Родившегося от Меня, которыми Он предвозвестил о мучениях и о вечных благах, и что повинующимся всегда Его слову, уготовано веселье, а неповинующимся - огнь, никогда не угасающий.

Итак, если искренно желаешь получить от Меня помощь и угодить Богу, Царю всех: то с целомудрием и со щедротами к нищим старайся всегда воспевать Мне: "радуйся".

О пришельцах-философах

Так как многие обходят грады и страны, иные ради купли, другие для различных художеств и ремесел, некоторые же и для проповедания другим книжного учения - или греческого, или литинского, то есть римского, - одни из них вполне образованы, а другие только наполовину, некоторые же совсем и не начинали обучаться познанию научных книг, как-то: грамматике, риторике и прочим уважаемым эллинским наукам, однака хвалятся знать все, дабы этим способом приобрести себе выгоды и средства к пропитанию, - я рассудил, что справедливость требует оставить вам, господам моим, несколько строк, написанные мною эллинским способом, достаточным для испытания всякого хвалящегося. Если кто после моей смерти придет к вам, то если он в состоянии будет перевести вам эти строки согласно с моим переводом, - верьте ему как доброму и опытному. Если же не может перевести вполне согласно моему переводу, не верьте ему, холя бы он тысячу раз хвалился, и прежде спросите его, каким размером сочинены эти строки, и если скажет эпическим (гекзаметром) и элегическим (пентаметром), то оно прав. Спросите его еще, сколько стоп имеет тот и другой размер? И если ответит, что эпический размер имеет шесть стоп, а элегический - пять, то не имейте никакого сомнения в том, что он очень хорош, и примите его с любовию и честию, и сколько бы времени он ни пожелал прожить у вас, награждайте его, не скупясь, отпустите его с миром, а насильно не удерживайте у себя таковых: это не похвально, не справедливо и для земли вашей не полезно, как и Гомер премудрый говорит, законополагаю о страннолюбии: "Следует", говорит, "любить гостя, проживающего у вас, а если хочет уйти, отпустить".

Слово 20. "О том, какое исповедание надлежало бы епископу Тверскому принести Создателю всего, после того, как сгорел соборный храм и весь двор его, со всем имуществом, также самый город Тверь, где сгорело множество иных храмов, обывательских домов и людей, казнимых гневом Божиим, что было 22 июля 1537 года, и какой боголепный ответ последовал бы ему от Господа; чему следует внимать со страхом и нелицемерною верою"

Каким же служением вы можете благоугодить Мне? Видя Меня изображенным на иконе, вы украшаете изображение Мое золотым венцом, а Самого Меня, живущего среди вас, оставляете гибнуть голодом и холодом, тогда как сами всегда вкусно питаетесь и упиваетесь и украшаете себя различными одеждами. Снабди Меня тем, в чем Я нуждаюсь! Не прошу у тебя золотого венца; ибо Мое золотое украшение и кованный Мне венец, это - то, чтобы посещать нищих, сироти вдовиц, и доставлять им достаточное пропитание, как и напротив, их скудость в необходимом составляет для Меня досаду с вашей стороны и крайнее бесчестие, хотя бы вы безчисленным множеством голосов и прекрасным пением гремели в Моих храмах; ибо не жертвы хочу Я, но милости. Какую же радость может доставить Мне ваше сладкогласное пение, соединенное с рыданиями и воздыханиями вопиющих ко Мне, по причине сильного голода, нищих Моих? Я - Судия вдовиц и Отец сирот и называюсь защитником жалких нищих. Подражайте же Мне и словом и делом, и заботьтесь о них, как Я забочусь, и не презирайте их, видя, что они терпят крайнюю нужду от голода и холода, но, как братьям своим, дайте им потребное щедрой рукой. И тогда Я кротким лицом и милостивым оком воззрю на вас и защищу вас в настоящей жизни и в будущей прославлю. <…>

Для этого Я повелел вписать в книги Свои спасительные заповеди, поучения и наказания, чтобы вы знали, как следует вам благоугождать Мне. Вы же книгу Моих словес внутри и снаружи обильно украшаете серебром и золотом, а силы написанных в ней Моих повелений не принимаете и исполнять не хотите, а, напротив, своими поступками показываете, что признаете все это ложным и пустым. Тогда как Я повелеваю ходить узким и прискорбным путем, вводящим в живот тех, кои живут в воздержании и плаче, в терпении скорбей и напастей,- вы избираете путь пространный, которым идут и дикие народы: вкусно и обильно каждый день питаетесь и проводите время в смехе и пьянстве, в разных играх и рукоплесканиях, не допуская, чтобы что-либо из этого подверглось испытанию на страшном Моем суде, и совершенно изгнав память о сем из душ ваших. Также: Я ублажаю плачущих о себе, а насыщающимся и живущим развратно предсказываю горе, вы же игрою в гуслях, тимпанах и бубнах и скверными припевами людей развращенных всегда утешаете себя подобно язычникам. Достойно же великих рыданий то, что вы, дерзая на такие душепагубные и богомерзкие поступки, пребываете всегда без покаяния, надеясь оправдаться предо Мной холодным раскаянием при самом последнем вашем издыхании.

О надписи на венце Спасителя и об имени Пресвятыя Богородицы

О буквах ΟΩΝ, которые иконописцы пишут на венце Спасителя, да будет тебе известно, что слово это эллинское, то есть греческое, и значит на русском языке "Сый", а это слово "сый" значит "который есмь", или "который существует". Этим наименованием назвал Себя Вседержитель Моисею, когда посылал его в Египет, сказав ему: тако речеши сыном израилевым: Сый посла мя к вам (Исх. 3, 14). Так назвал Себя Вышний потому, что Он один по существу есть сущий, не имея ни начала, ни конца, но всегда есть, заключая в Себе прошедшее, и настоящее, и будущее, почему и называется присносущным. Прочие же все Его дела, видимые и невидимые, от Него и по Его благодати имеют бытие, и жизнь, и движение, и пребывание; Он же ни от кого не произошел и не получил бытие, но Сам Собою всегда был, есть и будет в бесконечные веки - безначальный, бессмертный и бесконечный по естеству, жизнь всего существующего. Ангелы и души человеческие созданы Им по благодати, а не сами собою получили бытие и от Него имеют бессмертие. Но об этом достаточно.

А что иконописцы пишут с обеих сторон иконы Богоматери слова Μ̃̃ρ. Θ̃Υ: то знай, что и эти письмена и слова суть греческие и значат: "Митир Феу" (Μητήρ Θεου), по-русски же это значит: Матерь Божия, а не Марфа, не Мирфу, как некоторые, по неведению греческого языка, думают. Имя Божией Матери - Мария, а не Марфа и не Мирфу.

Преподобный Максим Грек. Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996.

Впервые опубликовано 4 июня 2008 года

Комментарии

Комментарии для сайта Cackle

Читайте также

В тренде на этой неделе

Путешествуя по регионам России. В Москве завершился туристический форум

В КуZбассе определили лучших специалистов службы занятости

В Якутии стартовал всероссийский автопробег «Газ в моторы – 2022»

ТЫ САМ НА СЯ ПОСМОТРИ МИША САМ ТЫ ЧУКЧА

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я