Май 2014 Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015 Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017 Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023
Август 2023
Сентябрь 2023
Октябрь 2023
Ноябрь 2023
Декабрь 2023
Январь 2024
Февраль 2024
Март 2024
Апрель 2024
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Поиск города

Ничего не найдено

Цветная революция. Деньги от продажи картин Куинджи раздавал коллегам

0 99
Цветная революция. Деньги от продажи картин Куинджи раздавал коллегам

Если ты не поступил в колледж или вуз

Тюркский тандем: как Турция и Азербайджан совместно обманывают Россию - Михаил Александров

«Единая Россия»: Через медицинскую миссию партии в новых регионах прошли 2 тыс. волонтеров

В театре Моссовета поставят спектакль по роману Олега Роя

180 лет назад, 27 января 1841 г., в семье мариупольского сапожника Ивана Еменджи родился сын Архип. Ему будет суждено стать одним из величайших русских художников.

Тем, кто никогда не слышал о художнике с такой фамилией, расстраиваться не стоит. Она ушла в небытие после Ревизии податного населения Российской империи 1857–1859 гг. Вместо неё появилась другая. Созвучная, но принципиально меняющая смысл. «Еменджи» по-татарски означает «трудовой, рабочий человек». А вот «Куюмджи» указывает на более высокий социальный статус – «золотых дел мастер», «ювелир». Впрочем, досталось и этой фамилии. В результате нескольких искажений, допущенных переписчиками, она превратилась в ту, которую знают все. Куинджи.

Нерусский русский?

Поистине всемирная слава, которой достиг художник Архип Иванович Куинджи, кое у кого провоцирует жгучее желание изъять его из условного русского пантеона и утащить к себе. Скажем, поклонники пантюркизма объявляют Куинджи своим на основании явно тюркского происхождения фамилии. Другие обращают внимание на место его рождения, чтобы настойчиво вносить художника в список «Сто великих украинцев». Сотрудник Третьяковской галереи, искусствовед Алина Ефимова обнаружила в печати начала XX в. и вовсе анекдотическое утверждение. Некий г. Меньшиков заявил, что он относит Куинджи к «выдающимся евреям России». Этого художник не стерпел и сам выступил в прессе: «Я принуждён заявить многоуважаемому г. Меньшикову, что я – русский. Предки мои – греки, которые ещё при императрице Екатерине переселились с южного берега Крыма и основали город Мариуполь и 24 деревни... »

Так что в своей национальной принадлежности он был уверен. А вот с годом рождения путался сам и путал других. Первый биограф Куинджи Михаил Неведомский, лично знавший пейзажиста, сообщал, что он родился в 1840 г. В паспортах и канцелярских запросах фигурируют также 1842 и 1843 гг. Непростой человек!

Тайна гения

Зигзаги его биографии действительно причудливы. Бывший подпасок, а потом скромный ретушёр в фотоателье вдруг получает от Академии художеств звание классного живописца. Неестественно быстро взлетает к самым вершинам славы и коммерческого успеха. Миллионер, владелец доходных домов, а живёт на 50 копеек в день и не имеет прислуги... Подобные парадоксы кажутся фантастикой и могут навести на мысли о какой-то тайне.

В реальности вся эта таинст­венность приписана Куинджи задним числом. Пожалуй, вплотную к разгадке подошёл только Илья Репин, вспоминавший своего товарища таким: «Он был с большими недочётами в образовании, односторонен, резок и варварски не признавал никаких традиций. Как истинный гений-изобретатель, он шёл от своего природного ума, верил только в свои личные воззрения на искусство... Академических рисовальных вечеров он не посещал, научные лекции наших тогдашних курсов также его нисколько не интересовали. До всего он доходил собственным умом».

Это чистая правда. Начав в статусе, как ехидно подметил Александр Бенуа, «усовершенствованного издания Айвазовского», Куинджи достаточно быстро уходит в отрыв от компании передвижников, к которым он формально ещё принадлежал, но фактически уже обогнал своих современников в том, что касается понимания света и цвета. Вот что говорил по этому поводу критик Владимир Стасов: «Он отделился от всех прочих товарищей своих и пошёл по своей собственной, крайне оригинальной дороге. Несомненно, что он внёс новую ноту в искусство, и его открытия должны непременно сделаться достоянием всех школ и всех пейзажистов».

«Я так вижу!»

Должны-то, может, и должны, но не все были готовы воспринимать «цветную революцию» Куинджи. Живописец Иван Крамской, познакомившись с картиной «Украинская ночь», писал Репину: «Его заходящее солнце на избушках решительно выше моего понимания. Я совершенный дурак перед этой картиной. Цвет на белой избе так верен, что моему глазу утомительно на него смотреть: через пять минут у меня в глазу больно, я отворачиваюсь и не хочу больше смотреть».

Значительная часть публики тоже чувствовала себя перед картинами Куинджи если и не совсем дураками, то уж точно одураченными. Многим даже казалось, что художник прибегает к каким-то шарлатанским приёмам – либо пишет на перламутре, либо подсвечивает картины с изнанки. Очевидцы вспоминали и такие разговоры: «Куинджи просто взял и развёл лунную краску. Красочка та секретная и дорогая, вот он и набухал её побольше, а все удивляются!»

Разговоры эти были небеспочвенны. Куинджи действительно дружил с химиком Дмитрием Менделеевым и физиком Фёдором Петрушевским, которых тогда интересовали проблемы цвето- и светопередачи в живописи, физические свойства красок и новые пигменты. Однако с этими учёными были дружны многие живописцы, а реальный прорыв смог осуществить только Куинджи.

Многие художники в оправдание своих экспериментов произносят сакраментальную фразу: «Я так вижу!» Но единственным, кто мог сказать это, не покривив душой, был Куинджи. Физик Петрушевский сконструировал спектрофотометр – прибор, позволяющий определить чувствительность глаза. И пригласил передвижников проверить себя. Вот что вышло: «Куинджи побивал рекорд в чувствительности к нюансом тонов до идеальных тонкостей, а у некоторых товарищей до смеху была груба эта чувствительность». Он действительно видел иначе – от природы.

«Надо много денег... »

Касалось это «иное видение» не только живописи, но и жизни в целом. Многих раздражал феноменальный коммерческий успех Куинджи и его деловая хватка. Согласно отчёту Общества поощрения художников, с 30 ноября по 14 декабря 1880 г. выставку одной его картины «Ночь над Днепром» посетили 12 929 человек. Это был безусловный рекорд, побить который смог потом только баталист Верещагин. И деньги гребёт лопатой – ту же «Ночь над Днепром» за «несуразно большую сумму» в 5 тыс. руб. приобрёл сам великий князь Константин Романов. А вкладывает средства в доходные дома, что совсем уж недостойно «настоящего художника».

Вот как сам Куинджи объяснял, зачем ему успех и деньги: «Это что же такое? Если я богат, то мне всё возможно: и есть, и пить, и учиться, а вот если денег нет, то значит будь голоден, болен и учиться нельзя, как было со мной... Но я добился своего, а другие погибают. Так это же не так, это же надо исправить, это надо вот так, чтоб денег много было! И дать их тем, кто нуждается, кто болен, кто учиться хочет... »

И он давал щедрой рукой. В 1904 г. Академии художеств – 100 тыс. руб. для выдачи 24 ежегодных премий, а пять лет спустя передал созданному им Обществу художников 150 тыс. руб. и своё имение в Крыму. После смерти этого миллионера была составлена опись его личного имущества: «Четыре мольберта, один этюдник, стенное зеркало в деревянной раме, скрипка в футляре».


Читайте также

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я