Апрель 2010
Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010
Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010
Декабрь 2010
Январь 2011
Февраль 2011
Март 2011
Апрель 2011
Май 2011
Июнь 2011
Июль 2011
Август 2011
Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017 Май 2017 Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018
Апрель 2018
Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024 Октябрь 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

Об экзорцизме

0 40

«Приметы конца света»: когда русские ждали наступления Апокалипсиса

Вкусно и просто: топ-5 рецептов, от которых домочадцы будут в восторге - на заметку хозяйкам

Главные новости дня, 13 октября 2024 года

Какую роль хотел сыграть Савелий Крамаров, а сыграл Ролан Быков?

Церковь, следуя Священному Писанию и Преданию, всегда признавала наличие и действие в мире темных сатанинских сил. Власть «князя тьмы» хотя и подорвана Воскресением Христовым, однако до сего дня остается реальностью человеческой жизни. В современном мире чаще любят рассуждать об абстрактных «отрицательных энергиях», но православный христианин четко осознает, что за этим стоят именно духи злобы поднебесной (Еф. 6.12), а также падший некогда ангел Денница. Мы помним предостережение апостола Петра – «противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет. 5.8) – и потому не стесняемся называть вещи своими именами.

Бесы могут воздействовать так или иначе на людей. «Поелику жизнь наша есть брань, то Господь не хотел удалить от нее демонов, дабы они своею борьбою с нами делали нас искуснейшими… Знай, что демоны не имеют власти даже над свиньями, и тем более над людьми, если не попустит Бог» – говорит блаженный Феофилакт Болгарский.

Болезни духовные, душевные, телесные, их причины, взаимосвязь, значение для человека – однозначно ответить на эти вопросы сложно. С одной стороны, ясно, что не всякое душевное расстройство есть уже демонская одержимость, ведь людей лечат и обычные психиатры, иногда нерелигиозные люди, и не всегда безуспешно. В то же время любая болезнь, дисгармония – след бесовского действия в этом мире. Недаром Христос замечает об исцелении согбенной женщины, что ее «связал сатана вот уже восемнадцать лет» (Лк. 13.16).

В Евангелии описывается целый ряд случаев изгнания Христом бесов, вселившихся в человека. Так, в Евангелии от Матфея в 4.24, 8.16 – исцеление многих бесноватых, 8.28 – исцеление двух гергесинских бесноватых 9. 32-34 – исцеление немого бесноватого, 12.22 – исцеление слепого и немого бесноватого, 15.22-28 – исцеление бесноватой дочери хананеянки, 17.14-18 – исцеление бесноватого отрока-лунатика. Евангелие от Марка 1.23-27 – исцеление бесноватого в капернаумской синагоге, 1.34,39 – исцеление многих бесноватых, 5.1-13 – аналогично. Мф. 8.28, 7.25-30 – аналогично Мф. 15.22-28, Мк. 9.17-27 – аналогично Мф. 17.14-18. Евангелие от Луки 4.33-36 – аналогично Мк. 1.23-27. Лк. 4.41 – аналогично Мк. 1.34,39. Лк. 6.18 – исцеление многих бесноватых. Лк. 8.2 – упоминание о женщинах, освобожденных от бесов, и о Марии Магдалине, «из которой вышли семь бесов» (Мк. 16.9). 8.27-33 – аналогично Мк. 5.1-13. Лк. 9.38-42 – аналогично Мф. 15.22-28. Лк. 11.14 – аналогично Мк. 9.32-34. Евангелие от Иоанна не упоминает ни одного подобного случая, если не считать лживого обвинения Самого Христа в бесновании, которое ему предъявляли иудеи (Ин. 7.20).


Власть над бесами Христос дает апостолам (Мф. 10.8), и бесы повинуются им (Лк. 10.17), как повинуются и тем, кто уверовал во имя Христово (Мк. 16.17).

Примеры изгнания бесов хранит церковное Предание. В житиях мученика Трифона, преподобных Павла Препростого, Илариона Великого, святителей Григория Чудотворца, Парфения Лампсакийского, праведного Иоанна Кронштадтского и многих других святых есть подобные эпизоды. Интересно, что преподобный Иоанн Лествичник считает подвиг изгнания бесов исключительно уделом монахов: «…Кто из мирян сотворил когда‑нибудь чудеса? Кто воскресил мертвых? Кто изгнал бесов? Никто. Все это – победные почести иноков».

Итак, даже из немногих приведенных примеров очевидно, что сама по себе практика изгнания бесов, первое – основана на Евангелии, и второе – получила распространение в дальнейшей истории Церкви.

Типичная ситуация на приходе сегодня: – «Батюшка, сын у меня выпивать стал. Мерещится ему что‑то нехорошее, заговаривается. Не бесноватый ли? Говорят, там‑то отец N сильный – отчитывает и бесов изгоняет. Все к нему едут. Может, и моему пора?» Каждый священник сталкивается с такими вопросами постоянно, а слова «беснование», «отчитка» стали знаковыми для сегодняшней церковной жизни.

Гораздо реже можно услышать специальное понятие – экзорцизм (греч. ἐξορκισμός), обозначающее некоторую процедуру изгнания бесовских сил с целью освобождения человека от власти князя тьмы. Отметим, что сам по себе экзорцизм для Церкви – не новое явление. Церковная история знает особый чин существовавших некогда «заклинателей». «Апостольские постановления» говорят об этом так: «Экзорцист не рукополагается: ибо славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией чрез Христа наитием Святого Духа; потому что получивший дарование исцелений пользуется чрез откровение от Бога, и благодать, которая в нем, явна бывает всем. Если же нужно, чтобы он был епископом или пресвитером или диаконом, то рукополагается». Известны экзорцисты и по церковным канонам, которые требуют для них обязательного благословения от епископа. «Не произведенным от епископа не должно заклинати ни в церквах, ни в домах», – гласит 26‑е правило Лаодикийского Собора. Упоминает заклинателей 10‑е правило Антиохийского Собора.


На сегодняшний день экзорцизм/отчитку осуществляют как некоторые известные духовники в крупных монастырях или в значимых приходах, так и рядовые священники, тоже, впрочем, постепенно стяжающие популярность в среде церковного народа. Отдельные экзорцисты действуют с ведома своего епископа. Заметим, что народное, приходское мнение в отношение священников‑экзорцистов, скорее, уважительное и даже трепетное. К ним прислушиваются и в некотором смысле даже почитают. Иначе к экзорцизму относятся представители церковной научно-академической среды. Так, известна жесткая критика практики отчитки профессором Московской духовной академии Алексеем Ильичом Осиповым, выраженная в его книге «Путь разума в поисках истины», а также в публичных лекциях.

Аргументацию критиков можно свести к нескольким положениям.

1. Распространено сплошь и рядом явно магическое отношение «отчитываемых» к действию молитвы, считающих, что сила молитвы – не в действии Бога в ответ на духовное усилие человека, а, прежде всего, в самих заклинательных словах и формулах.

2. Временный, преходящий характер экзорцизма как явления, характерного исключительно для апостольского века и исчерпавшего себя в настоящее время по причине оскудения духовных дарований.

3. Слова Христа «сей же род (бесовский – авт.) изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17.21) говорят, прежде всего, о ведении правильной духовной жизни, благодаря которой человек может освободиться от бесов.

4. Само освобождение от бесов не должно быть самоцелью, так как беснование может оказаться спасительным крестом для человека и нет нужды стараться во что бы‑то ни стало изгнать демонские силы.

Наши древнерусские Требники не знают чина изгнания злых духов. Впервые он был напечатан в Требнике Киевского митрополита Петра Могилы, изданном в 1646 г. в Киеве, под названием «Восследование молебное о избавлении недугующаго от обуревания и насилия духов нечистых и молитвы заклинательныя техжде лукавых духов». «Восследование» представляет собой сложный и пространный чин, совершаемый священником после Литургии, состоящий из предварительных молитв, канона, десяти заклинательных молитв, перемежающихся с чтением евангельских отрывков. Молитвы в чине надписаны именами святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория чудотворца, священномученика Киприана. Завершается чин чтением «Символа» святителя Афанасия Александрийского и «молитвой благодарственной о изгнании беса».

Киевский митрополит предпосылает «Восследованию» комментарий. В нем он говорит о том, что «ексоркист», действующий не иначе как с благословения священноначалия, должен беречь себя от страсти гордости и тщеславия, избегать сребролюбия и лихоимства, а особенно страсти блуда, иметь твердую православную веру, надежду на помощь Божию и любовь к ближним. Готовить себя на борьбу с демоном экзорцист должен трехдневным постом и подробной исповедью перед духовником.

С этими перечисленными условиями трудно поспорить, но в рассуждениях Требника Могилы настораживает другое. При совершении чина указывается наблюдать за состоянием бесноватого и особенно обращать внимание на те слова молитв, на которые бесы реагируют особенно остро. Такие молитвы предписывается прочитывать много раз, а также рекомендуется вступить с демонами в диалог, чтобы выяснить число вошедших в человека духов, время их вторжения и причины, по которым это произошло. Если мы обратимся к святоотеческому мнению, то увидим совершенно противоположное. Святитель Афанасий Великий, толкуя историю об исцелении бесноватого в капернаумской синагоге, поясняет, почему Христос приказал демону замолчать: «чтобы и бес вместе с истиною не посеял злобы своей, и мы приобучились не внимать бесам, хотя, по видимому, говорят они и истину. Ибо нам, имея у себя божественные Писания и свободу, дарованную Спасителем, неприлично учиться у диавола, который не соблюл чина и совратился в мыслях своих».

Впрочем, как замечает автор Требника, спрашивать бесов о «будущих и сокровенных вещех» все же не стоит, как не следует внимать демонским насмешкам и их словесным «бесчиниям». Тем не менее, в 90‑е годы прошлого столетия во многих церковных лавках можно было встретить брошюры с названием типа «Говорят демоны», где дословно цитировались целые речи бесов, вышедшие из уст одержимых.

Основной посыл критиков экзорцизма понятен. Само явление экзорцизма они не отрицают, ведь оно существовало в древней Церкви на законных основаниях. Но очевидно, что нельзя заставить темные силы освободить человека, не очистившись от страстей и пороков. «Сей род изгоняется молитвою и постом», а не многословными заклинаниями.

Вопрос мог бы быть закрыт, ведь логика абсолютно прозрачная: дар изгнания демонов был дан Церкви апостольского века, а затем по причине оскудения веры и духовных дарований постепенно сошел на нет (как, например дар языков, глоссолалии) и в наше время права на существование не имеет.

Все очевидно и ясно, но зачастую упускается из виду одно обстоятельство: экзорцизм в Церкви существует не только в форме отчитки бесноватых. Молитвы на изгнание бесов произносит каждый священник при каждом совершении таинства Крещения в чине оглашения, который является древней и неотъемлемой частью Крещения. «Заклинания принимай с благоговением, и дуют ли на тебя, заклинают ли, почитай действия сии для себя спасением… И часто нечистый дух, которого многие не могли смирить железными узами, смиряем был молитвословием того, в коем обитала сила Духа Святого: и одно дуновение заклинающего бывает огнем для сих невидимых врагов», – обращается святитель Кирилл Иерусалимский к готовящимся принять таинство Крещения. Причем читаемые слова обращены не к Богу, а к демону и носят они подчеркнуто заклинательный характер. Это именно экзорцистские молитвы. «Запрещает тебе, диаволе, Господь пришедый в мир, и вселивыйся в человецех, да разрушит твое мучительство… Запрещаю тебе Богом, показавшим древо живота, и уставившим херувимы, и пламенное оружие обращающееся стрещи то: запрещен буди… Убойся, изыди, и отступи от создания сего, и да не возвратишися, ниже утаишися в нем, ниже да срящеши его, или действуеши, ни в нощи, ни во дни, или в часе, или в полудни: но отиди во свой тартар, даже до уготованного великаго дне суднаго» – так говорит каждый совершающий крещение иерей.


«Приготовление к крещению состоит из наставлений в вере и экзорцизма (изгнания нечистых духов)… В крещальном чине, который есть акт освобождения и победы, прежде всего совершается изгнание нечистых духов (или запрещение сатаны), поскольку на нашем пути к крещальной купели мы неизбежно сталкиваемся с темной могущественной фигурой, преграждающей нам этот путь» – пишет протопресвитер Александр Шмеман.

Интересно, что первая из двух молитв, обращенных к силам зла, – «Запрещает тебе, диаволе, Господь…» – употреблена в чине Петра Могилы. Таким образом, становясь на точку зрения критиков экзорцизма, мы будем вынуждены признать, что каждый совершающий крещение и изгоняющий при этом диавола священник обязан обладать высочайшими духовными дарованиями – ведь иначе запрещать демонам нельзя, и исключений быть не может.

Вопрос стоит очень серьезно: или, по слову преподобного Варсонуфия Великого, «противоречить дьяволу прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются бесы», или же просто сами по себе «молитвы обладают такой Божественной силой, что… разрушают всякие бесовские козни», как об этом сообщает популярная брошюра о чине изгнания злых духов. Последнее утверждение ставит под сомнение взгляд Православной Церкви на Таинства, которые действуют и имеют смысл не в силу прочитанных формул, а в силу живой веры человека. Но можем ли мы требовать от любого священника, независимо от его возраста, опыта, духовного устроения, чтобы он обладал силой молитвы великих подвижников? Вряд ли кто‑то станет утверждать подобное. Однако заклинательные молитвы были, есть и остаются в нашем чине крещения.

Какие могут быть предложены решения проблемы?

Во‑первых, заметим, что действительно необходимость всякий раз при Крещении произносить слова заклинательных молитв призывает совершителя этого Таинства к подвижнической жизни, ибо «кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти: ибо какую страсть кто победит, такого беса и изгонит» (авва Питирион, в Лавсаике). Это, прежде всего, относится к священнику.

Во‑вторых, осмелимся утверждать, что практика отчитки бесноватых должна быть подробно и всесторонне рассмотрена на общецерковном уровне для формирования неких единых принципов отношения к ней (как известно, в Межсоборном присутствии был разработан проект документа «Отношение Русской Православной Церкви к современным практикам экзорцизма» и направлен в епархии для обсуждения).

С одной стороны, ясно, что экзорцизм не может и не должен получить всеобщего широкого распространения. В то же время нельзя огульно перечеркнуть весь опыт изгнания бесов даже в непростой современной ситуации в Церкви, необходимо вдумчивое отношение к проблеме. Может быть, не стоит отвергать возможность разработки некоего чина, предназначенного для экзорциста, основанного на крещальных текстах…

Частные суждения по вопросу экзорцизма безусловно имеют право на существование, но только соборный разум Церкви вправе принять дать объективную оценку ситуации.

Священник Дионисий КРАСНОПЕРОВ

Публикация журнала Нижегородской духовной семинарии
«Дамаскин»


Читайте также

В тренде на этой неделе

Евросоюз загнали в тупик. Станет ли Армения жертвой глобальной американской стратегии?

«Будем тусоваться и веселиться»: Джаред Лето рассказал, когда выступит в России

Главные новости дня, 13 октября 2024 года

В день Михаила молодые бабы сжигали свои соломенные постели

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я