Восточная сказка, которая закончилась адом: спецрепортаж ТСН о возвращении украинок и их детей из сирийского лагеря

В новогоднюю ночь в аэропорт "Борисполь" прибыл самолет, который доставил из Сирии двух украинок и семерых их детей. Это семьи террористов ИГИЛ, "Исламского государства", кровавой террористической организации, которая много лет ужасала мир пытками, публичными казнями в прямом эфире и терактами в европейских городах.
Корреспондент ТСН Андрей Цаплиенко помогал разыскать украинок в сирийских фильтрационных лагерях. Невероятая история возвращения домой, которая несколько раз могла закончиться трагедией — в сюжете ТСН.19:30.
Мы дождались их на иракском берегу библейской реки Тигр. Позади более года работы украинских дипломатов и спецслужб. С сирийского лагеря пока удалось вытащить только девятерых.
Вот они, украинки, которых вернули к нам. Они еще боятся открывать лицо и не знают, что их ждет на родине. Осуждение, презрение или тепло близких людей. Для них главное, что они вырвались из настоящего ада. Созданного самой жестокой и кровавой из организаций исламистов за всю историю.
И в страшном сне эти две женщины не представляли, каким адом закончится желанная восточная сказка. Обе нашли свою любовь, родили детей и как предписывает вера — пошли за любимыми мужчинами. Однако за Сирийской границей их ждала ловушка.
Сказка превратилась в кошмар, когда их мужчины решили воевать в рядах и деловые. Это был совсем другой мир. С одной стороны — жизнь под бомбами российских самолетов. С другой — искаженные законы шариата. Средневековые правила дома. И отрезанные головы неверных на улицах.
После разгрома "Исламского Государства" семьи боевиков изолировали в спецлагерях. Фактически — тюрьмах под открытым небом. В большом — более 70 тысяч человек. Они смотрели на свободу через проволочную сетку невысокую ограду. Но двери в свободный мир для них были закрыты.
Я впервые услышал здесь украинский язык год назад, когда среди многотысячной толпы женщин под паранджой нашел несколько десятков украинок с детьми. Среди них была Алиме Аббасова.
Освобожденные из лагеря дети родились в Сирии. И для нас все они — свои. Маленькие украинские граждане. После пересечения границы, малыши сразу попали в заботливые руки украинских военных врачей.
Они выжили. Выдержали жесткие условия сирийских лагерей, где из-за нехватки врачей и медикаментов обычные детские болезни временем превращаются в смертельные.
За ошибки матерей судьба почему-то наказывает именно невинных детей. За прошлый год только в лагере "Аль-Холл" умерло более 400 детей. Именно поэтому наших детей нужно было немедленно забирать оттуда.
В таких лагерях рождается новый ИГИЛ. Малышей воспитывают в духе "Исламского государства". Если бы эти малыши остались в лагере, то через несколько лет могли бы пополнить ряды "волчат Халифата" — так здесь называют будущих террористов. Этих детей пришлось спасти от такого будущего.
Две украинки с детьми только первая группа, которую удалось освободить в результате невероятно сложной операции спецслужб, дипломатов и военных. Она продолжалась с осени 2019-го. Однако, за лагерным забором осталось еще несколько десятков граждан Украины. Маленьких и взрослых. В большинстве — украинские документы изъяли в первый же день в ИГИЛ. А у рожденных на Ближнем Востоке детей украинских документов вообще не было. Как же доказать, что они украинцы?
Колонна с освобожденными украинками двигалась в аэропорт под вооруженным сопровождением. За понтонным мостом через Тигр заканчивается Сирия. Но даже здесь, говорят местные военные, есть риск встретить недобитые группы исламистов.
Освобождение украинок едва не сорвала кровавая драма. Так называемые спящие ячейки ИГИЛ напомнили о себе — за несколько часов до эвакуации украинских женщин. Исламисты расстреляли гражданский автобус. Очень похож на тот, которым украинок везли в безопасный аэропорт. Погибло 25 человек. До последнего момента эвакуация была под угрозой.
Но мы узнали, что есть и украинки, которые отказываются от возвращения. Известно, что в лагерях действует подпольная группа женщин, которая наказывает отступниц радикального ислама — и за желание вернуться на родину, и за попытку открыть лицо. Поэтому те, кто пока остается в Сирии — в опасности.
Что ждет эти семьи на родине. Я читаю сотни комментариев на своей странице в Facebook. Среди теплых слов поддержки просто ужасные слова унижения и даже угроз.
Освобожденным из плена украинкам болезненно это читать. "Не нужно себя накручивать, что мы такие убийцы прямо. О, мы не угроза", — уверяет Алиме.
В аэропорту прибытия самолета с освобожденными украинками и их детьми ждали военные, журналисты и чиновники. Крепкие ребята в камуфляже проносили на руках малышей мимо целой шеренгм министров. На глазах родных, которые ждали детей, — слезы.
К сожалению, многих героев этой спецоперации показать нельзя. Их работа — всегда за кадром. Впрочем, украинские специалисты успели до 00:00 сделать лучший новогодний подарок для незнакомых соотечественников — билет на прямой рейс в новую жизнь.