Добавить новость
Sponsored
123ru.net временно располагается в домене ru24.net

Поиск города

Ничего не найдено

Свадебные традиции на Руси

0271

Свадебные обычаи даже в дореволюционной России нельзя назвать дикими и неприемлемыми для современных людей. Но есть нюансы, которые кажутся весьма забавными. В пору, когда невинность невесты считалась едва ли не главным условием счастливого брака, личные границы молодожёнов нарушались сплошь и рядом, зачастую без видимых на то причин, просто из любопытства.






Репин И. Е. "Выбор невесты". 1884-1897



В дореволюционной России имел силу только церковный брак, о котором имелась пометка в метрической книге прихода, всё остальное считалось сожительством, не имело юридической силы и считалось греховным. В брак можно было вступать с 16 лет девушкам и с 18 лет юношам, был определён предельный возраст для брака – 80 лет. Обязательным условием было согласие на брак не только самих будущих супругов, но и их родителей. Если обнаруживалось, что родители принуждали детей к заключению брака, то могли получить до полутора лет тюрьмы, брак же признавался фиктивным. Однако фактических обращений с жалобой на насильственное супружество были единицы. Ведь всё это происходило за закрытыми дверьми, а способы давления избирались весьма изощрённые, поэтому нельзя говорить о том, что браки в царской России заключались исключительно по любви и взаимному согласию брачующихся.


Файл: Анвар Сайфутдинов Русская невеста.jpg


Анвар Сайфутдинов. Русская невеста



Славянские дохристианские обряды. Свадебный обряд. - Sage — КОНТ


Иллюстрация к сказке Пушкина Сказка о царе Салтане





Как знакомились жених и невеста





Фирс Сергеевич Журавлёв (183б-1901). К венцу. Прощание. 1874. Русский музей


Замуж не по любви - для девушек всех времён это трагедия



Девушкам на выданье и женихам ничто не мешало познакомиться в обычной жизни и понравиться друг другу, как это было всегда, существовало ещё множество способов обзавестись парой. К браку тогда подходили более рационально, никакого поиска половинки и любви на всю жизнь. Если парень с девушкой относятся к одному сословию, родители одобряют брак, а молодые друг другу мало-мальски приглянулись – значит, свадьбе быть!






Николай Корнильевич Пимоненко (1862–1912). Сваты. 1882


Краснодарский краевой художественный музей им. Ф. А. Коваленко


Дневник Стелла_ВЛ : LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников


Маковский К.Е. «Боярышни со свахой»



Вечер отдыха «Веселый девичник» 2020, Ольховатский район — дата и ...


Все, что связано со свадьбой, пусть даже чужой, всегда было поводом для праздника


Программа «Рождественская вечерка» 2017, Торжок — дата и место ...



Юон Константин Фёдорович (1875–1958. Пляска свах. Лигачёво Московская губерния. 1912




Свахи в ту пору были людьми востребованной профессии, ведь только у них была база данных всех невест и женихов в округе определённого уровня финансового достатка. Но к началу XX века свах с их рынка стала вытеснять «Брачная газета». В ней публиковались объявления потенциальных женихов и невест, так найти себе пару было гораздо дешевле, чем через сваху, к тому же появлялся шанс у бесперспективных (с точки зрения свахи) кандидатов. Но в то же время был и велик риск нарваться на бесприданницу, разорившихся дворян и других личностей, невостребованных на брачном рынке.






Швецова А.В. "К венцу". Дипломные работы РАЖВиЗ И. Глазунова



Невестку выбирали тщательно, обращая внимание на все детали и обстоятельства


Забытые художники. Елена Киселёва | Картины рассказывают ...



Киселёва Е. А. Невесты, 1907. Научно-исследовательский музей


при Российской академии художеств




Среди дворян были в почёте «Ярмарки невест» - светские сезоны, которые завершались свадьбами, которые подразумевали лишь одно – смотрины. Здесь также активно работали свахи, которые не пропускали массовые гуляния и могли разузнать про понравившегося кандидата всю информацию.


File:Wedding in Toropets (landlords coming to the peasants’ wedding) 01.JPG



"Смотрины в XVIII веке в городе Торопце"


- традиционное название картины конца XVIII в


Файл: Презентация замужней девушки Г.Г.Мясоедова.jpg



Г. Г. Мясоедов. "Смотрины невесты", вторая половина 19 в


Государственный Русский музей, Санкт-Петербург






Николай Неврев (1830-1904). Смотрины. 1888. Государственная Третьяковская галерея




В Петербурге в Летнем саду в Духов день женихи выстраивались вдоль двух сторон аллеи, а невесты вместе с семьями якобы гуляли мимо, свахи тут же рассказывали про девушек и их семьях потенциальным женихам. Молодёжь из рабочей и крестьянской среды знакомилась самостоятельно во время гулянок или в церкви. Основополагающую роль при сватовстве играло приданое девушки, учитывая, что всем сословиям без исключения вторую половинку активнее всех искали родители, в этом нет ничего удивительного.


File:Боярская свадьба.jpg



Лебедев Клавдий Васильевич (1852–1916). Боярская свадьба. 1883


Государственная Третьяковская галерея



Как на самом деле играли свадьбу на Руси? | ВКонтакте


Приданое – это не про любовь





Николай Бекряшев (1874-1939). «Выбор приданого». 1910







Василий Владимирович Пукирёв (1832-1890). Приём приданого в купеческой семье


по описи. 1873. Государственная Третьяковская галерея




Несмотря на то, что приданое существует и сейчас, в ту пору отношение к нему было весьма скрупулёзным и прагматичным. Невеста могла быть хороша, но вот если подкачало приданое, то ждать ей жениха пришлось бы долго. Муж или его семья должны были полностью содержать будущую жену, даже если в последующем они бы разошлись. Некоторые семьи, отдающие невест, требовали в качестве подтверждения состоятельности жениха некую сумму, у мусульман это называют калымом. Но это не было распространено повсеместно, достаточно было и того, что жена поступала на полное обеспечение мужа. Поэтому к стороне супруга вопросов было меньше, а вот с приданым, с которым невеста входила в дом будущего мужа, разбирались более детально.



Покупка приданого.


Фрагмент. Приёмка приданого



Юные девушки часто коротали вечера за шитьем собственного приданого.



Юные девушки часто коротали вечера за шитьём собственного приданого



Приданое полностью зависело от финансовых возможностей семьи невесты, если семья была богатой, то с собой девушка могла привнести в семью мужа и семейные наделы, и скот, и драгоценности, и столовое серебро, и векселя, и наряды, и бельё, и целые деревни. Если семья была богатой, то отец мог отписать дочери приданое уже при рождении. Если же семья не имела возможности выделить богатое приданое, то чаще всего в него входили «женские» инструменты для работы, например, прялка. Считалось нормой, чтобы к приданому полагалась опись. Впрочем договорные отношения никого не смущали, ведь брачная сделка осуществлялась на основании описи приданого и перехода права собственности. Приданое навсегда оставалось имуществом женщины, и её супруг, равно как и его родители не могли распоряжаться им без её согласия. Если приданое приносило доход, то он делился равномерно между супругами, причём доходы жены или её приданое в случае банкротства мужа не могли быть списаны в счёт долгов.


File:Mikhail Shibanov 01.jpg



Шибанов Михаил. «Празднество свадебного договора». 1777


Государственная Третьяковская галерея





Грибков Сергей Иванович (1822–1893). «Благословение на свадьбу» 1886


Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул, Россия


Файл: Иван Куликов Древний обряд благословения невесты в Муроме 1909.jpg



Иван Куликов (1875-1941)


«Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме». 1909





Пора и за свадебку!


Свадьба на Руси. Зачем к постели молодых бегал шафер и для чего ...



Свадьба в деревне была большим событием



После того как были улажены все финансовые вопросы, приступали непосредственно к свадьбе. С этого времени жених уже мог навещать дом невесты по поводу и без, правда, приходить с пустыми руками были не принято, обычно он приносил цветы, сладости.


ЖЗЛ (ПАВЛЕ ЙОВАНОВИЧ. СЕРБСКИЙ ХУДОЖНИК ДВУХ СТОЛЕТИЙ. Часть 1 ...


Йованович Павел (Пая) (1859—1957) — сербский художник. Украшение невесты. 1886


Приглашения гостям рассылались от имени родителей за 7-10 дней до торжества. Жених готовил специальную шкатулку со свечами, кольцами и гребнем. Кроме того, жених приезжал в церковь раньше и оттуда оповещал невесту о том, что прибыл с букетом белых цветов – их передавал через дружка. Пока подарки не прибыли, невеста собираться не начинала, это означало, что жених передумал жениться. В русской культуре много картин со схожим сюжетом, когда невеста у окна дожидается не жениха, а шафера.


File:Трутовский Свадебный-выкуп 1881.jpg



Трутовский Константин Александрович (1826–1893)


«Свадебный выкуп». 1881. Национальный художественный музей Украины


Файл: Свадьба в Малороссии.jpg



Пимоненко Николай Корнилиевич. Выкуп невесты. 1908. «Свадьба в Малороссии»




Если же речь идёт о крестьянах, то они должны были получить разрешение не только родителей, но и помещика, и священника. Именно на последнего возлагалась ответственность по сбору данных на жениха: не состоит ли он в браке, не обещал ли жениться на ком-либо другом, не является ли он родственником невесте.


File:AlexeyKorzukhin GirlyBBQ 1889.jpg



Корзухин, Алексей Иванович (1835–1894). «Девичник», 1889


Государственный Русский музей


Файл: Девичник в купеческом доме.jpeg


Девичник в купеческом доме. XVIII. Из коллекции картин Государственного Музея «Эрмитаж


Файл: Богданов-Бельский Венчание 1904.jpg



Николай Богданов-Бельский (1868-1945). Свадьба. 1904


Файл: Вагнер Русская-свадьба 1812.jpg



Русская свадьба. Гравюра К. Вагнера по рисунку Е. М. Корнеева. 1812















Василий Владимирович Пукирёв (1832-1890)


Прерванное венчание. 1877. Государственный


художественный музей Азербайджана







Василий Владимирович Пукирёв (1832-1890)


Неравный брак. 1862


Третьяковская галерея









File:Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии.jpg



Рябушкин Андрей Петрович (1861–1904). Ожидание новобрачных от венца


в Новгородской губернии. 1890-1891. Государственная Третьяковская галерея


Обережные обряды



Чтобы обмануть тёмные силы, во время сватовства изменяли путь,


ехали окольными дорогами


.


Защитой от нечистой силы считался звон бубенцов,


сопровождавший свадебный поезд на всём пути к церкви


.


Чтоб закружить голову нечистику и отправить его куда подальше,


молодых обводили вокруг столба или дерева


.


Чтобы домовой принял молодую в новую семью — необходимо


было невесту внести в дом на руках, не наступив на порог


.


От порчи и злых духов уберегались с помощью воздержания


от произнесения слов и от еды


.


Для многодетности и богатства осыпали молодых зерном или хмелем,


сажали на шубу, вывернутую вверх мехом


.


Для укрепления связи молодых друг с другом смешивали вина


из стаканов молодых, протягивали нити от дома невесты к дому жениха,


связывали руки жениха и невесты платком или рушником


.




Первая брачная ночь



Уединение было весьма условным.


Уединение было весьма условным



Несмотря на то, что некоторые феодалы оставляли за собой право первой брачной ночи, церковь это не приветствовала и нельзя сказать, что это было нормой. Церковь возвышала брак, заключённый по её канонам, и наделяла его таинством, а брачное ложе священством. Дата проведения свадьбы тщательно выбиралась, поскольку церковь запрещала брачные отношения в определённые дни, например во время поста или религиозных праздников, поэтому любая дата не подходила.





Аким Карнеев. Сборы к венцу. 1858


Воронежский областной художественный музей им. И. Н. Крамского



Из числа свах выбирались женщины-постельщицы, которые должны были приготовить ложе для новобрачных. Постель была из приданого невесты, а территория – жениха. Территория – это потому что в доме воссоединение молодых не происходило, ну неужели прерывать празднование ради первой брачной ночи и покидать хозяйский дом? Поэтому молодым стелили абы где. Чаще это было прохладное место – амбар, чулан, баня, подклет избы. Именно поэтому первую брачную ночь часто называли «подклетом», исходя из места и обстоятельств, в которых зарождались супружеские отношения. Да, свахи всячески пытались обуютить выбранное место, но чаще всего это было совсем не предназначенное для этого место.


File:Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии.jpg


Рябушкин, Андрей Петрович (1861–1904). Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии


1880. Государственная Третьяковская галерея


Постель новобрачных считалась местом не только таинства, но и силы, именно поэтому сюда подкладывали вещи, которые должны были привлечь удачу и богатство в новую семью. В качестве оберега клали муку, много матрасов и перин и даже ржаные снопы. Под кровать (хотя это чаще был настил) ставили сковородку, кочергу, – от сглаза и нечистой силы, поленья по поверью символизировали плодовитость, поэтому их точно не жалели.



File:Петров Смотрины-невесты 1861.jpg



Петров Николай Петрович (1834—1876). Смотрины невесты. 1861




Молодых провожали на брачное ложе прямо с праздника, когда гости ещё не разошлись. Шафер должен был выкупить постель у свах, молодожёнов сопровождала целая толпа подвыпивших родственников и друзей. Всё это сопровождалось не только песнями и прибаутками, но и советами и сальными шутками. На дверь, за которой были молодые, вешали замок и приставляли охранника, он должен был не просто оберегать от нечисти, но ещё и отгонять тех, кто решил подсмотреть, такие тоже находились. Да чаще всего и сам охранник носил вести за праздничный стол – то, что ему удалось подслушать или подсмотреть самому. Что уж при этом чувствовали молодые, особенно невестка, непорочность и чистота которой были главным условием брака, остаётся только догадываться.


File:Wassilij Maximowitsch Maximow 001.jpg



Максимов Василий Максимович (1844–1911)


«Приход колдуна на крестьянскую свадьбу». 1875



Оставшись наедине, молодые могли перекусить оставленной им едой, затем невеста должна была снять обувь жениха и спросить разрешения лечь рядом с ним. О том, состоялось ли главное действо всего «спектакля», под дверь прибегал узнавать шафер, получив положительный ответ, громогласно нёс его за стол к толпе разгорячённых родственников. Молодых могли вывести за стол, а могли сами войти к ним в клеть и праздновать там же.



File:The Russian Bride's Attire - Konstantin Makovsky.jpg



Маковский, Константин Егорович (1839–1915). Под венец. 1890


Серпуховский историко-художественный музей




Михаил Теребенёв Крестьнская свадьба. 1815




Однако молодую жену ждала ещё одна проверка, гостям нужно было продемонстрировать простыню или рубашку с пятнами крови в доказательство чистоты и непорочности невесты. Если же доказательств не было, то свахе и родителям невесты было несдобровать. На шею им могли повесить хомут, а отцу поднести рюмку без дна. Девушку же возвращали в отчий дом, а её будущее было обречено. Если же всё прошло гладко, и гости остались довольны результатом, то девицу наряжали в одежду замужней женщины, включая специальный головной убор. С тех пор она называлась «молодка» и имела все права молодой жены. Простыню, на которой только что прошло «таинство», могли таскать по всей деревне, бить горшки (чем больше черепков, тем плодовитее новая семья), развешивать белоснежные рушники с красной вышивкой. Вообще сочетание красного с белым считается траурными цветами, так девушка прощалась со своим девичеством.



File:Свадебный поезд в Москве.jpg



Рябушкин Андрей Петрович (1861–1904). Свадебный поезд в Москве


XVII столетие. 1901. Государственная Третьяковская галерея


Файл: Бучкури Свадебный-поезд.jpg



А. А. Бучкури. Свадебный поезд. 1912. Собрание ВОХМ им. И. М. Крамского




File:К Е Маковский Боярский свадебный пир в xvii веке 1883.jpg



Маковский, Константин Егорович (1839–1915)


Свадебный пир в боярской семье XVII столетия. 1883



Жизнь девушки диаметрально менялась после свадьбы



Молодые иногда входили в сговор и заготавливали кровь для простыни, например, зарезав накануне петуха. Это, кстати, считалось верным признаком нечестности девушки, и рождало сплетни – если накануне в семье девушки вдруг решили резать кур. Однако если это устраивало обе стороны, то в качестве дани традициям имело место быть.


Файл: Григорий Григорьевич Мясоедов 002.jpg



Григорий Мясоедов (1834-1911). Поздравление молодых в доме помещика


1861. Русский музей


Поздние времена





Красная свадьба в деревне. Агитационный плакат. 1920-е годы





Ворошилов С.С. Русская свадьба. 1920-е. ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря



Выпить рюмку и крикнуть "Горько" - свадебные традиции и обряды ...







Комментарии

Комментарии для сайта Cackle


Читайте также

В тренде на этой неделе

Число зараженных коронавирусом рязанских детей достигло 561 человек

Звезда «Квартета И» Леонид Барац объявил, что вскоре станет папой

В Харьковской области количество инфицированных коронавирусом превысило 5,1 тысяч человек

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.